Как Иван Грозный рискнул и убил двух зайцев

3 декабря 1564 года  Иван Грозный переселился из Москвы в Александровскую слободу.

К концу 1564 года Иван Грозный оказался в непростом положении. Как всегда, Россию окружали враги. Тогда – Польша, Литва, Крым. Внутри страны тоже непорядок. Знать бежит в Литву. В апреле туда направился самый знаменитый перебежчик – Андрей Курбский.

Если есть проблемы – надо искать виновных. Виноваты, разумеется, бояре-изменники. Их нужно покарать.

Но существовала одна сложность. В те времена царь, даже Иван Грозный, правил вместе с Боярской думой. Без ее согласия он не мог принять ни одного решения. А бояре не очень-то хотели санкционировать террор против самих себя. И Грозный находит решение. Прямо скажем – гениальное.

Прихватив символы власти, казну и иконы, он отправился на богомолье. Но в Москву не вернулся. Остался в Александровской слободе. И объявил, что отказывается от престола. Не может он, дескать, править, когда повсюду изменники.

Царь рисковал. Ведь его «отставку» могли и принять. Он это понимал. Нервное напряжение дошло до того, что за пару месяцев у Ивана выпали все волосы.

Грозный выиграл. Бояре пришли на поклон: прости нас, грешных, оставайся царем. Иван потребовал, так сказать, чрезвычайных полномочий. И получил их. Теперь он мог казнить изменников по своему усмотрению. Вернувшись в Москву, царь ввел опричнину.

Государство поделили на две части – земщину и опричнину. Слово «опричь» означает «кроме», «за пределами». То есть опричнина – это царский удел, находящийся как бы за пределами остального государства. В прямом царском управлении. Там он может делать все, что хочет, не считаясь с Боярской думой.

Вместе с опричниной появились опричники. Сначала это войско насчитывало тысячу человек, потом увеличилось до 4–5 тысяч.

Опричников нужно было содержать. В наше время люди служат за зарплату. А тогда служили за поместья. Но поместья нужно было откуда-то взять. Вот для этого и понадобилось делить государство на две части.

Тех, кто имел поместья и даже родовые вотчины в опричных уездах, могли зачислить в опричнину. Но могли и не зачислить. Тогда их выселяли с территории опричнины. А их земли передавали опричникам.

Очень грамотно. Скажем, Суздальский уезд отошел в опричнину. Суздальскую знать выселили в недавно завоеванные казанские земли. А в уезде «испоместили» опричников. Одним махом – двух зайцев. И опричники довольны, и суздальская знать, которой Грозный не доверял, лишилась своих владений, а значит, и влияния.

На этом этапе политика царя была, по крайней мере, осмысленной. Позволила ликвидировать родовые владения знати. В первые месяцы опричнины казнили всего пять человек. Однако аппетит приходит во время еды. Террор приобретал все более беспорядочный и бессмысленный характер.

Опричники выполняли карательные и сыскные функции, а кроме того, стали личной гвардией царя. В нее брали «худородных». По словам немцев-опричников, «косолапых и нищих мужиков». И это понятно. Для борьбы со знатью нужны были люди, не связанные с этой самой знатью. Люди, всем обязанные царю и лично преданные исключительно ему. Таких людей будет брать в свое окружение и Петр I, которому нужно было сломить сопротивление бояр.

Как известно, Петр I любил иностранцев. Их набирали и в опричнину – татар, выходцев из Германии и Литвы. И это тоже понятно. Люди, не имеющие корней, ни перед чем не остановятся.

Иван Грозный видел в опричниках нечто вроде монашеского ордена, а в Александровской слободе – что-то вроде монастыря. Сам он считался игуменом, келарем был Афанасий Вяземский, пономарем – Малюта Скуратов.

Разумеется, опричники не были смиренными монахами. Молитвы чередовались с карательными походами. «Гвардейцы» Ивана Грозного неплохо наживались. «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49-ю, из которых 22 были запряжены в сани, полные всякого добра», – вспоминает немец-опричник Штаден

Постепенно опричники превратились в привилегированную касту. Иван Грозный повелел земским судам: «судите праведно», чтобы «наши виноваты не были бы». Поскольку одним из инициаторов опричнины был Алексей Басманов, назовем эту судебную систему «басманным правосудием».

Однако за привилегии приходилось платить. Опричник обязан был порвать все связи с земским миром. Если в земщине у него оставались отец или мать, он не имел права их навещать. Не имел права даже разговаривать с земскими. «Часто бывало, что ежели найдут двух таких в разговорах, убивали обоих», – пишет Штаден.

В 1667–1670 годах опричники учинили массовый террор. Они наводили ужас на всю страну. Но беда в том, что они стали наводить ужас на самого Ивана Грозного. И в следующие два года террор был направлен уже против главарей опричнины.

Афанасий Вяземский умер во время пыток. Алексея Басманова убил собственный сын – Федор. Убил, чтобы доказать преданность царю и сохранить собственную жизнь.

В 1572 году царь отменил опричнину. Более того, запретил упоминать даже само это слово. И теперь его упоминают только русофобы и либералы.

Глеб Сташков