Операторы сотовой связи активно используют рассылки SMS-сообщений для собственного продвижения, не думая о клиентах и соблюдении законодательства. Чтобы отключиться от навязанной услуги, надо потратить массу времени.
Операторы сотовой связи активно используют рассылки SMS-сообщений для собственного продвижения, не думая о соблюдении законодательства. Дабы отключиться от навязанной услуги, абонент должен или ехать в офис компании (то есть выбросить несколько часов времени) или закрыть все информационные каналы.
По закону любая рекламная информация может рассылаться по каналам связи (будь то телефон, e-mail, факс или иное) только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. Доказывать наличие такого согласия обязан рекламораспространитель, который также должен прекратить рассылку по первому требованию адресата.
С новым гадом, мамочка
В последний месяц абоненты “Мегафона” получают от оператора sms-сообщения, предлагающие включиться в розыгрыш полумиллиона рублей.
Как пояснили в пресс-службе крупнейшего оператора региона – ОАО “Мегафон”, договор с абонентом предусматривает возможность его информирования об услугах компании всеми способами, включая SMS-рассылки. “Подписывая договор, абонент выражает такое согласие автоматически. Это необходимо, поскольку принимать решение о том, является ли информация об услугах и акциях существенной для конкретного абонента или не является, оператор самостоятельно не имеет права”, – констатировали в компании.
Причем под новостями и иной “очень важной” информацией понимаются не только сведения, например, об увеличении цены или появлении новых услуг. Без согласия абонентов оператор рассылает поздравления с праздниками (например, с Новым годом) и даже призывает идти на выборы. Исполняет за свой счет, так сказать, “гражданский долг”. Как пояснили в пресс-службе, для отключения от рассылки абонент должен обратиться в офис компании и оформить отказ от получения информационных сообщений.
Журналист “Фонтанки” в качестве эксперимента подключился к “Мегафону”. В выданном руководстве пользователя (64-страничной микро-брошюрке) про информационные рассылки сведений найти не удалось. В громоздких правилах, опубликованных на сайте компании, с которыми каждый подключаемый якобы ознакомился, подписывая договор (у большинства дилеров они вообще отсутствуют), действительно указано, что “оператор вправе предоставлять дополнительную информацию посредством уведомления абонента в текстовом и/или голосовом, и/или электронном виде”. Но вряд ли призыв голосовать за президента России можно назвать уведомлением. Зато в call-центре пользователя обнадежили – дабы отключиться, никуда ехать не надо, достаточно просто позвонить.
“Мегафоновские” sms-ки с рекламой акции “полмиллиона” вызывают понятное раздражение у некоторых абонентов. Особо настырные звонят сотовому оператору и угрожают перейти к конкурентам, если навязчивая реклама будет продолжать поступать на телефон. По секрету им сообщают способ отключиться от рассылки. Раскрыли его и корреспонденту “Фонтанки” – для отключения от нее необходимо отправить SMS со словом MP+ на номер 1082. Услуга платная – 2,83 рубля (почти в два раза дороже, чем обычное короткое сообщение).
Все на благо клиента
Другие операторы также проводят рассылки SMS якобы в интересах самих клиентов. “В соответствии с Законом РФ “О защите прав потребителей” исполнитель обязан своевременно и в установленном законом объеме предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность компетентного выбора, – утверждает Мария Балутина, менеджер по связям с общественностью Северо-Западного региона “Билайн”. – Если клиента не устраивает такой способ получения информации, как SMS-рассылка, можно отказаться от нее и получать информацию на сайте, а также по телефону справочной службы”.
Реклама различных акций и т.п. под понятие рекламы, по ее мнению, не подпадает. Причем настойчивый абонент вряд ли сможет отключить рассылку – журналист “Фонтанки” в качестве эксперимента попробовал сделать это через call-центр: старшая смены Жанна Мижельская в грубой форме запретила записывать разговор и бросила трубку.
Большинство спамеров также уверены, что не рекламируют, а предоставляют пользователям очень нужные и полезные для них материалы. Хотя по закону любая информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, признается рекламой. Если исходить из логики г-жи Балутиной, то можно без ограничений распространять любую рекламу. Ведь даже потенциальный покупатель признается потребителем, а следовательно, продавец обязан донести до него сведения о товаре, его цене, характеристиках и т.д. О том, что законом надо пользоваться добросовестно, сотовые компании не задумываются.
Неподсудный спам
Закон предусматривает жесткие меры к нарушителям рекламного законодательства – штраф до полумиллиона рублей. Но практика применения санкций в рассматриваемой ситуации неоднообразна. Например, один из региональных филиалов “Мегафона” был оштрафован за то, что при звонке в call-центр “грузил” абонента рекламой до того, как соединял с оператором. Это практика большинства сотовых компаний, но надзорные органы не обращают на это внимания. Причем в том же “Мегафон-Москва” звонки в call-центр для многих абонентов тарифицируются, то есть клиент еще и платит за то, что слушает рассказы о якобы очень выгодных акциях!
Неизвестны и случаи применения санкций к спамерам. Например, PR-директор одного из шоу разослала анонсы в 230 адресов, которые, скорее всего, “ободрала” с различных сайтов. Рассылка была сделана открытым списком адресов, что привело к увеличению объема спама для адресатов. Но чиновники Управления Федеральной антимонопольной службы по Петербургу и Ленобласти не признали анонсы сомнительного мероприятия рекламой.
Павел Нетупский