Билл Гейтс недавно заявил, что футурологи переоценивают развитие технологий в текущем году, но недооценивают то, что будет в ближайшее десятилетие. Что ждет нас к 2020 году в сфере распространении музыки?
1. Продажи отдельных композиций вытеснят продажи альбомов
Музыкант всегда найдет способ записать свое творение – это такая же незыблемая основа, как краски для художника и клавиатура (или печатная машинка) для писателя, пишет ruformator.ru. Но в будущем музыканты будут меньше обращать внимание на собирание всех песен “под одной крышей”, то есть в виде альбома. Как известно из истории, виниловые пластинки типа LP (в отличие EP, на которых пишется одна-две композиции) появились в результате экономии – больше места, больше песен, больше денег. Что же касается цифровых записей, то уже нет экономических причин для выпуска целого альбома. К 2020 году концепция выпуска композиций альбомами будет таким же анахронизмом, как и виниловые пластинки сегодня – большая часть музыки будет выпускаться в виде синглов. (Добавление от “Руформатора”: возможно, произойдет массовый возврат к “сорокопяткам” – виниловым пластинкам с 1-2 композициями, которые сейчас являются уделом диджеев и любителей винила. Может быть, их станут выпускать даже в виде компакт-дисков!)
2. Потоковая музыка вместо загрузки файлами
С чего это мы все решили, что музыка в цифровом виде должна быть загружена? Все началось с компакт-дисков и пиринговых сетей – владельцы контента не продавали через них музыку, ее нагло воровали через Napster, Kazaa и прочие расплодившиеся файлообменные сети. Но сейчас, с выходом каждой новой песни или альбома, нам проще “сграбить” их с компакт-диска самостоятельно или загрузить из интернета, а затем перенести на карманный плеер. Должен же быть более простой путь?
Представьте себе: у вас есть доступ к любой когда-либо записанной песне, на любом устройстве, из любой точки мира через Интернет, и неужели вы не согласитесь просто платить некую абонентскую плату за это вместо того, чтобы каждый раз покупать новый CD? Люди говорят, что они хотят иметь у себя музыку, но когда это просто файл из нулей и единичек на жестком диске – это то, что они хотят? Разве?
Мы думаем, что реальная проблема на сегодняшний день – это то, что потоковые сервисы в существующем виде не дают вам доступ в любой когда-либо записанной композиции на любом устройстве, а широкополосный доступ не является сильно распространенным. Эти недостатки обусловлены проблемами бизнеса – лицензирование, DRM, несовместимость форматов, слабое проникновение высокоскоростного интернета в странах мира – а не проблемой в технологических деталях. Эти проблемы потихоньку начинают решаться – например, приложения Rhapsody и Spotify для iPhone и приобретение Apple потокового музыкального сервиса Lala. К 2020 году большинство качественно записанной музыки будет доступно в потоковых сервисах, и люди не будут платить за каждый трек отдельно.
3. Везде – не только на жестких дисках
Некоторые синглы не будут доступны всем никогда – например, песни, сочиненные вашими друзьями или импровизированные каверы, сыгранные в гараже. Но так как люди хотят иметь доступ к профессионально записанной музыке везде, может быть, они хотят и иметь доступ к своей личной коллекции из любой точки мира? В конце концов, кто хочет постоянно делать бэкапы своей музыкальной коллекции в 120 ГБ на внешний жесткий диск или постоянно чистить место в памяти мобильного телефона? Сегодня 16 ГБ места на iPhone уже являются мелочью.
4. Качество важнее размера файла
Раз вся наша музыка будет обитать в виртуальном пространстве, больше не нужно беспокоиться о нехватке места для нее на жестком диске. Microsoft SkyDrive уже предлагает 25 ГБ онлайн бесплатно, и вполне вероятно, что эта цифра к 2020 году увеличится раз в 100, а то и больше. Да-да, все правильно: терабайты пространства на халяву. Может быть, это и займет больше времени, но в конечном итоге пропускная способность приведет к воспроизведению звуковых файлов без потери качества вовсе. Слушатели вновь получат то, что теряют сейчас в MP3: детали в средних частотах, огромные объемы информации и полный спектр частот, которые не будут потеряны из-за сжатия. А эпоха MP3 будет восприниматься как средние века – в плане качества звука.
5. Новые творения станут обыденной вещью
Опять-таки, когда проблемы с нехваткой места исчезнут, что остановит артистов от выкладывания своих креативов в виртуальное пространство? Приложения для творчества на iPhone сегодня уже становятся стандартными. Артисты будут выкладывать свои произведения тоннами и платить за загрузку приложений, чтобы сотворить еще больше вещей.
6. Производство, а не потребление
Цифровые технологии привели к демократизации процесса записи – то, что раньше стоило десятки тысяч долларов (имеем в виду студии записи), сейчас может быть осуществлено с ноутбуком и бесплатной программой типа Audacity. Результаты обычно далеки от идеала, но экспериментировать, во-первых, довольно весело, а во-вторых, иногда получаются и шедевры. Цифровые технологии и интернет сделали промоутинг и дистрибуцию гораздо проще, чем раньше. К 2020 году музыкальные фанаты будут тратить столько же времени на создание и распространение записей, сколько сейчас – просто на прослушивание профессионально записанной музыки. Не верите? А вы подумайте – 10 лет назад писателей было совсем немного. А сейчас любой может завести блог или страничку на Facebook. Еще через 10 лет то же самое постигнет и музыкантов – или, по крайней мере, как минимум процесс записи музыки.
7. Предложение, а не поиск
В мире потоковой музыки поиск станет жизненно важным. Пользователи уже сейчас хотят искать музыку не только по имени исполнителя или названию композиции, но и по нескольким словам из песен или просто напев мотивчик. Но это только часть вопроса – если все будет доступно, как пользователь решит, что ему слушать? К 2020 году рекомендательные сервисы, которые предоставляют сейчас Pandora, Slacker и MOG, будут важнее простого поиска, и будут интегрированы в любой музыкальный сервис, который надеется выжить в конкурентной борьбе.
8. Фестивали заменят собой одиночные концерты
Живые выступления уже собирают меньше публики, чем раньше. Лишь несколько проверенных временем коллективов собирают большие стадионы. Этот тренд будет развиваться и дальше: к 2020 году вряд кто-нибудь продаст 50 тыс. билетов на концерт U2. Вместо моно-концертов первое место займут большие фестивали, когда слушатель сможет выбирать, кого ему слушать на большой арене – как и в Интернете.
9. Образ, а не личность
При снижении доходов группы должны как-то привлекать своих фанатов, чтобы выжить. Здравый смысл подсказывает нам, что музыкантам нужно больше идти на контакт со своими поклонниками. Вести блог, заводить странички на MySpace и Facebook и вообще вести себя более открыто. Пусть делают хоть что-то для привлечения внимания, а не только поют и пляшут. Ставят спектакли там, снимают видео… В общем, создают вокруг себя шумиху. Да даже компьютерные игры с участием любимой группы – тоже плюс.
10. Ретро обретет новый смысл
В 2020 году первому iPod исполнится 20 лет. Когда мир станет потоковым, широкополосной интернет – повсеместным, а портативные устройства – такими же обычными вещами, как и часы, ностальгирующие бизнесмены достанут с чердака свой iPod первого поколения и загрузят в него MP3 с битрейтом в 128 Кбит/с. А их дедушки будут сидеть в подвале с керосиновой лампой и слушать свою коллекцию виниловых долгоиграющих пластинок…