Как кризис изменил автомобильный рынок

Cтало ясно, что автомобильный рынок уже никогда не будет выглядеть так, как до кризиса. Вековое лидерство США прекратилось с реорганизацией General Motors, а по итогам года пальму первенства на авторынке занял Китай. Впрочем, несмотря на то, что в России ситуация куда хуже чем в Америке, цены на автомобили с нового года начали рост.

  Об этом сообщили в совместном производстве “GM-АвтоВАЗ”. С 1 января 2010 года компания повысила розничные цены на автомобили Chevrolet Niva всех типов комплектации примерно на 2%. И это вопреки тому, что СП “GM-АвтоВАЗ” в 2009 году снизило производство в 2,4 раза – до 23,101 тыс. внедорожников. Продажи упали на 54,4% – до 24,3 тыс. автомобилей. По сравнению с ними, даже автопроизводители США выглядят успешно, несмотря на кризисный год, пишет pmoney.ru.

В частности, розничные цены на автомобили комплектации L повышаются на 8 тыс. рублей (на 1,9%) – до 420 тыс. рублей, на машины комплектации LC – на 10 тыс. рублей (на 2,3%), до 449 тыс. рублей, комплектации GLS – на 10 тыс. рублей (2,1%), до 469 тыс. рублей. Стоимость автомобилей в комплектации GLC повышается на 11 тыс. рублей (на 2%) – до 497 тыс. рублей.

К вопросу цены, не последнюю роль в вопросе лидерства на авторынке Китая сыграло и укрепление юаня по сравнению с долларом. В результате Китай в целом стал крупнейшим экспортером в мире.

Продажи автомобилей в Китае выросли на 46% в 2009 году, что позволило ему стать крупнейшим автомобильным рынком мира и отобрать этот титул у США. Как сообщило агентство Bloomberg, США были лидером мирового автопроизводства сто лет – с тех пор, как в 1908 году с конвейера автоконцера Ford сошел автомобиль Ford T.

По данным Китайской ассоциации производителей автомобилей, продажи автомашин в КНР в прошлом году достигли 13,6 млн. В США объем реализации автомобилей сократился за год на 21% – до минимальных с 1982 года 10,4 млн автомашин, по данным Autodata Corp. И, тем не менее, даже в США снижение выглядит умеренно, по сравнению с более 50% снижения в России.

Как полагают аналитики, в этом году Китай сохранит лидирующие позиции на авторынке, несмотря на замедление темпов роста продаж. “Китай становится центральной сценой развития мировой автомобильной промышленности в XXI веке, – отмечает старший аналитик Booz & Co. Билл Руссо. – Экономический рост прямо преобразуется в рост автомобильных продаж”.

Благодаря тому, что ВВП Китая рос в среднем на 9% в год с 1999 года, на конец 2008 года китайцы владели 51 млн автомобилей по сравнению с 1 млн автомашин в 1977 году. За этот период располагаемый доход в расчете на душу населения вырос в 46 раз.

Автопроизводители мира, включая Volkswagen и General Motors (GM), пытаются компенсировать сокращение продаж в Европе и США на китайском рынке. Так, GM стала крупнейшим иностранным автопроизводителем в КНР, ее продажи в Китае выросли в прошлом году на 67% – до рекордных 1,83 млн автомобилей.

Как заявил управляющий директор исследовательской фирмы Dragonomics Артур Кробер, “Китай сделал еще один шаг на пути достижения размера экономики, сопоставимого с его населением”. “В конце концов, хотя я не ожидаю этого в течение ближайших 20 лет или около того, экономика Китая будет больше, чем США, – полагает А.Кробер. – Людям придется просто свыкнуться с этими фактами, помня о том, что они отражают огромное население Китая, и ни в коем случае не говорят о его лидерстве в технологии, инновациях или производительности труда”.

Впрочем, если обратиться к результатам года в США, то, несмотря на масштабный передел рынка, итоги года оказались в позитиве. Как пишет The Wall Street Journal, продажи машин в США в декабре выросли более чем на 15%, и руководители многих компаний прогнозируют постепенное восстановление в 2010 году.

Ford Motor Co., Toyota Motor Co. и Honda Motor Co. сообщили о повышении продаж в последнем месяце прошлого года. Как заявила японская Toyota, рост означает, что компания в 2009 году реализовала в США больше машин, чем на каких-либо других рынках, впервые обогнав американскую GM по показателю розничных продаж.

Между тем в целом прошедший год стал самым плохим по объему продаж с 1982 года. В 2009 году в США было реализовано 10,4 млн автомобилей, что на 21,2% меньше, чем годом ранее.

Продажи Ford в декабре выросли на 33,5% – до 178,063 тыс. машин, не включая результаты Volvo. Таким образом, американская компания показала увеличение продаж по итогам пятого месяца за последние полгода. По оценке компании, она занимала в прошлом году на американском авторынке около 15%, что примерно на 1 процентный пункт превышает ее долю в 2008 году. Рост данного показателя произошел впервые с 1995 года.

Toyota в декабре реализовала 187,86 тыс. автомашин, что на 32% выше показателя за тот же месяц 2008 года. В целом за год японская компания снизила продажи на 20% – до 1,77 млн легковых автомобилей и легких грузовиков, из которых 1,6 млн пришлось на продажи индивидуальным покупателям.

GM в прошлом году реализовала 2,07 млн машин, при этом розничные продажи незначительно превысили 1,57 млн автомобилей.

Несмотря на ужасный для компании год, в течение которого она прошла через процедуру банкротства, смену руководства и отказ от четырех брендов, GM по-прежнему занимает лидирующую позицию на американском рынке, занимая долю примерно в 20%. На данный момент компания приступила к ликвидации своего шведского подразделения Saab и уже заключила соглашение с компанией AlixPartners, занимающейся ликвидацией и реструктуризацией.

Как пишет газета The Wall Street Journal, в пятницу GM сообщил, что обращение за услугами AlixPartners не означает полного отказа от рассмотрения предложений о покупке Saab. В то же время GM уже направил официальный запрос правительству Швеции для получения разрешения на закрытие предприятия.

Тем не менее, показатели GM на 3% превышают показатель Toyota и на 5 процентных пунктов – Ford.

Продажи японской Honda в декабре выросли на 24,5% относительно того же месяца 2008 года и составили 107,143 тыс. автомобилей.

Chrysler продал 86,523 тыс. легковых автомобилей и легких грузовиков, что на 3,7% меньше показателя декабря 2008 года. По итогам 2009 года компания реализовала 931,402 тыс. машин, таким образом, впервые с 1962 года показатель ее продаж оказался ниже 1 млн автомобилей.