Как кризис сказался на рынке добровольного медицинского страхования?

Ряд специалистов предрекали крах рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) в 2009 году. Прогнозы строились на том, что большую часть этого рынка составляют корпоративные ДМС, а в кризис работодатели уже не будут заниматься страхованием своих сотрудников. Однако обвального падения корпоративного ДМС не произошло и, судя по всему, уже не произойдет. И все-таки количество людей, которым теперь придется страховаться за свой счет, неизбежно увеличится.

        Кризисные влияния

В благополучнейшем 2008 году специалисты по медицинскому страхованию констатировали: более 90% полисов ДМС, которыми владели петербуржцы, оплачивались работодателями в рамках корпоративных программ. При этом в целом количество обладателей полисов ДМС среди всего населения Петербурга было невелико – не более 10% жителей города (некоторые эксперты приводили и более скромную цифру – 5%). Что произошло на рынке ДМС с наступлением кризиса?

“Самый грустный результат кризиса для рынка ДМС – это деградация добровольного медицинского страхования, – констатировал в начале года генеральный директор СК “Капитал-полис” Алексей Кузнецов. – Под словом “деградация” я не имею в виду уменьшение рынка, хотя и это нельзя исключать. Я говорю об ухудшении качества страхового продукта, об увеличении перечня не страховых случаев и об уменьшении списка медицинских учреждений. Вы только вдумайтесь: существуют примеры запросов на ДМС со стороны работодателя по цене 1500 рублей на человека на год по программам, включающим амбулаторную (без стоматологии) и стационарную медицинскую помощь. И это притом, что аналогичный перечень медицинских услуг по линии ОМС финансируется в размере 3000 рублей на человека на год. Всё это – результат политики неоправданного демпинга со стороны страховых компаний, который в этом году вновь начинает усиливаться”.

Однако в начале апреля 2009 г. страховщики подвели первые итоги и пришли к выводу, что рынок ДМС устоял.

“Количество пролонгируемых и заключаемых договоров практически не уменьшилось”, – констатирует начальник Управления личного страхования СПб филиала СГ “Спасские ворота” Алексей Крохалев.

Спокойна и Ирина Лукашевич, генеральный директор “Медицинской страховой компании “Веста”” (входит в страховую группу “Регион”). Эта компания потеряла около половины старых клиентов, но взамен приобрела еще больше новых.
“Около половины договоров корпоративного страхования не были перезаключены. Чаще всего причиной ухода страхователя является то, что он вынужден в условиях кризиса прекратить работу на территории России или вынужден экономить на социальном обеспечении сотрудников, – размышляет И. Лукашевич. – Но в первом квартале 2009 года мы собрали 60% от той суммы премий, которую получили за весь прошлый год. В основном количественные показатели удалось увеличить за счет новых клиентов”.

Ифигения Майорова, зам. директора по медицинскому страхованию Северо-Западной дирекции ОАО “РОСНО”, сообщила, что в январе 2009 года, по сравнению с таким же периодом 2008-го,  прирост сборов составил около 17%.
“Это обусловлено сформированным мощным портфелем договоров, которые пролонгируются”, – делает вывод И. Майорова.

Конечно, в некоторых компаниях объемы сборов по ДМС сократились (правда, такие компании стараются не давать интервью). Однако, по словам страховщиков, в феврале-марте 2009 г. наметилась радостная для их сообщества тенденция: большинство компаний все-таки решило от полисов не отказываться, а перенести их продление на начало II квартала.

        Надежда на одиночек

Когда (в начале года) самые пессимистичные из страховщиков не исключали того, что в корпоративном сегменте ДМС произойдет падение на 5 – 10%, оптимисты заявляли, что будет вполне возможно восполнить это падение за счет страхования граждан, самостоятельно обращающихся за полисом.

Правда, отношение к сознательным одиночкам тоже двоякое. По мнению одних, ДМС для взрослых физических лиц по-прежнему не будет развиваться, так как страховщики в кризис еще пристальнее будут следить за мошенническими действиями страхователей, пытающихся выдать уже имеющуюся болезнь за страховой случай.

“Зачастую те, кому работодатель отказал в полисе ДМС, пытаются объединиться для их оплаты за собственный счет. Страховаться изъявляют желание только те, у кого есть потребность в получении медицинских услуг. Следовательно, риски страховой компании возрастают. А вместе с рисками возрастает и цена полиса”, – рассуждает А. Кузнецов.

Но есть и такие специалисты, которые не согласны с утверждением, что по ДМС идут страховаться только больные. Наоборот, по их мнению, полис ДМС покупают люди достаточно молодые, здоровые и успешные. Но даже если в этом ряду окажутся больные, то они будут застрахованы по определенным программам, которые защищают страховщика от сверхвыплат. Любой индивидуальный клиент проходит анкетирование, а при страховании на крупные суммы – медицинское освидетельствование. Больным выставят соответствующую цену полиса.
 
        Приватные цены

Директор СПб филиала СК “Шексна-М” Валерий Беляев приводит такой пример: за полис ДМС практически здоровому клиенту-индивидуалу, желающему застраховаться по программе, предполагающей оказание амбулаторной, скорой медицинской помощи и включающей экстренную госпитализацию, придется заплатить порядка 22 500 руб. за год (предприятию аналогичный полис в расчете на одного сотрудника будет стоить уже от 6000 до 8000 руб. в год).

Павел Муретов, руководитель Северо-Западного дивизиона “Ренессанс Страхование”, также сообщает о готовности к появлению индивидуальных клиентов. Компания может предложить им лайт-версии программ ДМС. Например, программа, в которую входят услуги “скорой” помощи, экстренная госпитализация и амбулаторная помощь, взрослому человеку 30 лет с хроническими заболеваниями “в пределах нормы” (такими, как гастрит или остеохондроз)  обойдется в 23 000 руб. Если за аналогичным полисом обратится группа из 11 человек (например, коллег) с подобными же “параметрами здоровья”, то стоимость полиса для каждого может быть снижена примерно до 17 000 руб.

Напомним, что в начале 2008 года страховщики называли более низкие цены для клиентов – индивидуалов: стоимость классической программы (амбулаторная, скорая медицинская помощь и экстренная  госпитализация) для молодых, до 30 лет, и практически здоровых мужчин начиналась от 18 000 руб., хотя могла доходить и до 100 – 120 тысяч, в зависимости от класса выбранных медучреждений и перечня предоставляемых услуг. Таким образом, рост цен составил к началу 2009 года 25 – 30%.

– Ориентировочная цена полиса страхования по программе среднего уровня без предварительного анкетирования для здорового страхователя среднего возраста без стоматологических услуг стоит от 21 до 23 тысяч рублей, – сообщает И. Лукашевич (“Веста”). – Отдельно страхование по программе “Стоматология” с прикреплением к конкретной клинике – от 3,5 тысячи рублей. Базовый уровень комплексной программы эконом-класса (включающей  амбулаторную, экстренную помощь и стационар в рамках скорой помощи) на коллектив из 100 человек может стоить около 10 тысяч рублей за каждого, люкс – 20 тысяч, VIP – от 30 тысяч рублей и выше в зависимости от перечня клиник и услуг.

То есть, если в эконом-классе индивидуальный полис оказывается примерно в 2,4 – 2,5 раза дороже коллективного, то в VIP-классе эта разница увеличивается уже до 3 – 4 раз.

– В страховании используется целый спектр коэффициентов, понижающих и повышающих стоимость полиса, – объясняет И. Лукашевич. – Учитываются возраст, состояние здоровья, пол и т.д. Обычно вероятность наступления страхового случая у женщин на 40% выше, чем у мужчин. Самый рисковый возраст – 16 – 17 лет, для старших страхователей самый высокий коэффициент применяется после 60 – 80 лет (в зависимости от состояния здоровья и образа жизни).

Также дорогостоящими считаются полисы для малышей – это объясняется большим объемом плановых процедур. При покупке программ для беременных и для детей важно задуматься, где предпочтительнее обслуживаться: дома или в клинике. Для новорожденных имеет смысл покупать полис с обслуживанием дома, а детей старше года можно привести в поликлинику – в этом случае стоимость страховки понизится.

        Полисы дорожают медленнее, чем медицинские услуги

В недрах страхового сообщества зреет идея: объединить усилия страховых компаний с целью сдерживания роста цен на ДМС. Для решения этой задачи будут применяться способы, обкатанные еще в начале 2000-х:

1) уговорить медиков воздержаться от безудержного повышения цен на их услуги;

2) развивать в страховых компаниях собственные медицинские центры – желательно многопрофильные.

Пока А. Кузнецов (“Капитал-полис”), возглавляющий медицинскую секцию в “Союзе страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада”, не готов прогнозировать темпы роста цен на медицинские услуги. Но он твердо уверен в том, что медицинские страховые полисы в любом случае будут дорожать примерно в 2 раза медленнее.    

Алексей Крылов

______________________________________________________
 Комментарии : 
 

Лев Авербах, генеральный директор ООО “КОРИС ассистанс (С-Пб.)” (частная “Скорая помощь”):

– Я бы не был так оптимистичен, что рынок ДМС не уменьшается и даже идет прирост. Просто не может быть, когда все отрасли в стране снижают свои объемы, а ДМС остается стабильным. Хотя согласен, что ДМС устояло и будет развиваться дальше. Я бы на месте страховых компаний не стал бы делать ставок на “одиночек”, на мой взгляд, их процент в общем объеме не изменится. А что касается цен на мед. услуги, то с конца того года они не поднимаются, а у некоторых медицинских компаний даже снижаются (данные “Ассоциации частных клиник С-Пб.”). Пусть хоть кто-нибудь назовет тех руководителей частных клиник, кто в нынешнее время подымает цены? А если такие и есть, то можно к ним просто не обращаться.

Так что стоимость медицинских полисов будет медленно расти, а стоимость услуг мед. учреждений медленно падать. Все выше сказанное мной не касается платных услуг в государственных клиниках.