Только президент к народу про пенсии обратился, как мне уже звонят на мобильный из пенсионного фонда. «Скажите, по какой причине вы не забираете информацию о состоянии вашего пенсионного счета с Почты России?» – спросил строгий мужской голос. Я что-то промямлила в ответ. И стала потенциальной жертвой мошенников, которые охотятся за моими (и вашими наверняка тоже) пенсионными накоплениями. В чем тут подвох? – выясняла корреспондент «Города 812».
«Мы про вас всё знаем»
Звонок на мобильный застал меня врасплох. Мужской голос в трубке неразборчиво представился и обратился по имени-отчеству:
– Меня зовут бу-бу-бу (неразборчиво). Я представитель пенсионного фонда «дыр-дыр» (неразборчиво), отдел контроля качества обслуживания клиентов. Скажите, пожалуйста, по какой причине вы не забираете информацию о состоянии вашего пенсионного счета с Почты России? Уведомление не приходило? Или не было возможности забрать? – с напором спросил он.
– Видимо, не приходило, – пытаясь припомнить, ответила я.
Голос на том конце обрадовался моему ответу и бодро сообщил, что информацию пришлют снова. А затем назвал мой адрес, фамилию, дату рождения – в общем, всё-всё. Никаких вопросов не задавал – сказал, что просто проверяет информацию, и велел ждать звонка от «службы безопасности пенсионного фонда».
– Вам зададут несколько вопросов. Ничего сложного! У меня же к вам осталось два уточняющих вопроса, и я вас подтверждаю, – протараторил он странную фразу. – Где вы заключили договор ОПС с НПФ «Согласие»? На работе, дома, через знакомых? – задал он первый вопрос.
Моя бдительность, наконец, проснулась. И я сама начала задавать вопросы: что за «Согласие»? Откуда у них мои персональные данные? И какова, собственно, цель звонка?
Собеседник огорошил. По его словам, год назад я перевела свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд «Согласие». И теперь якобы 6% от моей зарплаты работодатель перечисляет в этот фонд.
Конечно, я заявила, что это мошенничество. Ни в какой негосударственный пенсионный фонд я не обращалась, денег никому не переводила. Далее состоялся странный диалог.
– Вы, наверное, заключили договор на работе, – подсказал оператор Бу-бу-бу.
– Нет! Откуда вообще у вас мои персональные данные? – возмутилась я.
– Из пенсионного фонда «Согласие».
– А откуда они у фонда?
– Ну вы же заключили договор с нашим фондом.
– Я не заключала…
Круг замкнулся. Но молодой человек в трубке этого не заметил. Он явно озвучивал роль в написанном кем-то сценарии. Если мои ответы не попадали в «его ответы», он просто их игнорировал и читал по бумажке дальше.
– Скажите, договор был составлен у вас на работе или дома? Вам его на руки выдали? Претензий нет к работодателю? – гнул он свою линию.
– Претензий к работодателю нет, но есть – к вам…
Мои ответы его не интересовали.
– Ждите звонка от службы безопасности! Обязательно возьмите трубку и правильно ответьте на вопросы! – предупредил он.
Минут через десять после этого разговора – снова звонок. С того же номера: +7495-660-05-99, «Билайн», Московский регион.
– Я представляю службу контроля пенсионного фонда «Согласие». Контролирую, подписывали вы договор с нашим фондом или нет, – сообщил оператор, назвавшийся Максимом Лоленко. С Максимом мы проговорили минут пять: я – о том, что не заключала договор с НПФ «Согласие». Он – о том, что заключала, раз договор в базе НПФ имеется.
Попрощались без взаимопонимания.
Поступает заявление – и переводим
Странные звонки заставили меня быстро завести личный кабинет (ЛК) на официальном сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Там можно получить информацию о реальном состоянии своего пенсионного счета: где деньги и сколько их. По данным ПФР, все мои пенсионные накопления в настоящее время находятся в Пенсионном фонде РФ. От сердца отлегло. Но ненадолго. Для чего же тогда были эти странные звонки?
Звоню на горячую линию Пенсионного фонда РФ по Петербургу и Ленинградской области. Не успеваю даже толком объяснить ситуацию, как оператор перебивает:
– Это мошенники! Вы не первая сегодня. Они и по квартирам ходят, и по телефону звонят! Только что две женщины подряд обратились: мошенники им сказали, что для получения перерасчета пенсий за август нужно свои данные сообщить… Аккуратнее! Жулики могут подать заявление с просьбой перевести вашу пенсию в их негосударственный пенсионный фонд.
– От моего имени могут подать заявление?! – не поверила я.
– Они всё могут! Если у них есть ваши СНИЛС и паспорт, они могут перевести средства, и тогда на следующий год ваш пенсия перейдет в их фонд.
– Как так? Разве моя подпись на заявлении не нужна? Разве вы это не проверяете? – еще больше изумилась я.
– Нет! Представляете, это надо целый штат иметь, чтобы перепроверять! Поступает заявление – и переводим. Заявление можно подать и через личный кабинет, и через МФЦ, и по почте. Вы не первая такая, – вздохнула представитель Пенсионного фонда.
Она же меня научила, как обмануть мошенников. То есть попытаться спасти свои средства от жульнического перевода в негосударственный фонд.
– Если не хотите, чтобы ваша пенсия находилась в негосударственном пенсионном фонде, то в конце декабря идите в Пенсионный фонд РФ и пишите заявление о том, чтобы перевести вашу пенсию в государственный пенсионный фонд. Даже если мошенники сейчас от вашего имени подадут заявление, вы потом подадите другое. Переводы на следующий год формируются по последнему зарегистрированному заявлению. Если ваше будет последним, его и учтут, – обнадежила оператор.
В НПФ «Согласие», куда якобы собираются «уйти» мои пенсионные деньги, с ситуацией тоже оказались хорошо знакомы. По словам представителя НПФ, телефон, с которого мне звонили, фонду не принадлежит (кстати, дозвониться на него невозможно).
– Звонить могли с целью подтвердить ваши персональные данные, чтобы потом от вашего имени подать заявку на перевод средств в какой-либо негосударственный фонд. Несколько лет назад мне самой звонили, представлялись ВТБ. В прошлом году от Сбербанка был прозвон. Разве вы не знаете, что в России за небольшие деньги можно практически любую базу данных купить? Возможно, какая-то организация, где вы предоставляли свои персональные данные, слила базу, – посочувствовала оператор.
По ее словам, перевод средств в их фонд без личной подписи заявителя невозможен и подпись дополнительно проверяется их «штатным графологом». Но есть фонд с похожим названием – «Согласие-ОПС». До ноября 2017-го этот фонд назывался просто «Согласие», а потом переименовался, добавив приставку «опс». Возможно, это их рук дело? – предположила она.
Звоню в «Согласие-ОПС». Объясняю ситуацию. Но, в отличие от других пенсионных фондов, в этом со мной разговаривать не стали. Сообщили, что к «Согласию» не имеют никакого отношения. Что, конечно, не совсем правда. Потому что меньше года назад так назывался этот же самый фонд.
За подлог – смешной штраф
Пообщавшись с представителями пенсионных фондов, я уже понимала, что моя история – не уникальна. Но даже представить себе не могла масштаба бедствия. Оказалось, что и проблема – не нова.
Незаконный перевод пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный фонды – самое массовое нарушение в этой сфере. В прошлом году количество таких случаев достигло критической массы, и ситуацией занялась Счетная палата РФ. После проверки она заявила о массовых фальсификациях заявлений на протяжении пяти лет – в 2012–2016 годах. Обычно махинации осуществляются с помощью простого подлога: заявления о переводе средств подделываются, используя незаконно полученные персональные данные граждан.
По данным Пенсионного фонда РФ, в 2016 году 6,45 миллиона россиян перевели свои пенсионные накопления из одного фонда в другой досрочно. Но досрочный перевод средств (чаще, чем один раз в пять лет) приводит к потере инвестиционного дохода. Мало кто об этом знает, а в негосударственных пенсионных фондах новым клиентам об этом не напоминают. Общие инвестиционные потери россиян от этих переводов в 2016 году оцениваются в 40 млрд рублей. В 2017-м – не менее чем в 55 миллиардов. В 2018-м, по прогнозам, потери застрахованных граждан могут увеличиться до 70–80 млрд рублей.
Формально перед законом негосударственные пенсионные фонды чисты или почти чисты. Фальсификацией заявлений по переводу средств занимаются не фонды, а агенты, которые работают не за страх, а за комиссионные. В среднем агентское вознаграждение составляет 4–10% от объема привлеченных средств. Для примера, мои пенсионные накопления к настоящему моменту составляют более 176 тысяч рублей. То есть за перевод моих средств из Пенсионного фонда РФ в НПФ (уже располагающий моими персональными данными, так что мошенничество – лишь вопрос времени) агент/агенты, звонившие мне с московских номеров, получат от 8000 до 18 000 тысяч рублей. Сколько же человек они успевают обзвонить/заработать за день?
Конечно, если на НПФ поступит обоснованная жалоба, нашкодивший фонд оштрафуют – правда, на смешную сумму. Согласно статье 15.29 КоАП РФ, «представление негосударственным пенсионным фондом в Пенсионный фонд Российской Федерации недостоверных сведений… а также подложных заявлений застрахованных лиц о выборе страховщика… повлекшее неправомерное перечисление негосударственному пенсионному фонду средств пенсионных накоплений» грозит штрафом для должностных лиц от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Для юрлиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей. Не очень страшные суммы, если учесть, что средства, которыми располагает, например, НПФ «Согласие-ОПС», по открытым данным, составляют около 110 млрд рублей.
Группы борьбы по интересам
Борьбу с пенсионными мошенниками государство возложило на самих будущих пенсионеров. Почему-то уже много лет не получается у властей урегулировать этот вопрос законодательно. Что, конечно, странно и заставляет задуматься: кому выгодно?
Поэтому, если вашими пенсионными средствами кто-то распорядился без вашего ведома, за справедливостью придется идти в суд. Пострадавшие от НПФ объединяются в группы и движения в соцсетях, пишут письма президенту. А также жалобы на официальных страницах Пенсионного фонда России.
Больше всего обиженных, по моей оценке, как раз от НПФ «Согласие», переименовавшегося год назад в «Согласие-ОПС». И, как выяснилось, этот фонд снова собирается сменить название – в связи с реорганизацией под крыло «Роснефти». Вот свежая история Владимира из Москвы, чьи пенсионные накопления утекли в этот НПФ. Владимир подозревает, что государственный Пенсионный фонд России – в доле с негосударственным «Согласием-ОПС».
– Какие-то мошенники перевели мои накопления в НПФ «Согласие» без моего ведома. Вошел в личный кабинет ПФР и написал обращение по этому поводу (до этого история обращений была чиста). Спустя неделю в ЛК появилась запись о якобы моем обращении о выборе страховщика от 31.01.2018. Это нужно понимать, как ПФР в доле и теперь заметает следы? Как появилось это обращение в моем ЛК и почему оно появилось только 07.08.2018, если создано якобы 31.01.2018? – пишет мужчина в августе 2018 года.
По словам Владимира, он обратился в НПФ «Согласие-ОПС» и там ему даже посочувствовали, обвинив во всем некоего «партнера, который их подставил и обманул». Мужчине предложили просто написать «обратное» заявление – на перевод средств в Пенсионный фонд России. При этом в НПФ не сказали о потере инвестиционного дохода из-за досрочного (чаще, чем раз в пять лет) перевода средств из фонда в фонд. Владимир хочет вернуть не только пенсионные накопления в ПФР, но также и потерянный инвестиционный доход (около 20–60% номинала суммы, переведенной в НПФ). Поэтому он планирует обратиться в суд.
– На неделе я получаю справку об ущербе из ПФР и иду в суд. Заявление в полицию я уже направил в электронном виде через Интернет-приемную МВД. Дело передали в ОБЭП. Оттуда уже направили запросы в ПФР и НПФ на получение копий моих заявлений и договора. По факту подчерковедческой экспертизы (что подпись подделана) будет принято решение о возбуждении уголовного дела по 159 УК РФ (мошенничество), т.к. есть ущерб. Судебная практика сложилась по таким делам достаточно рутинная. Чаще НПФы хотят соскочить, отделавшись досудебным соглашением. Ибо судебное решение в отношении такого фонда – это повод для санкций со стороны Центробанка. А уголовное дело будет, конечно, не в отношении самого НПФ. Под заклание пойдет глупый работник организации-партнера НПФ, который подделывал заявления, так как ему за каждое по 3000 руб. платили в случае перехода. НПФ-то, вероятно, сам прекрасно знает, откуда заявления, но при кипише встает в позу, что он ни при чем и его обманули. Однако ответственность за верификацию заявлений законодатель возложил на НПФ, поэтому НПФ привлекается еще и к административной ответственности. Кроме того, Пенсионный фонд РФ, получив нагоняй, заблокирует все переводы в данный НПФ даже по настоящим заявлениям, – пояснил Владимир.
Таких активных борцов, как Владимир, среди пострадавших немного. Как правило, в негосударственные фонды уводятся средства «молчунов», которые мало или никогда не интересовались своим пенсионным счетом. Большинство из них даже и не узнают, где находятся их пенсионные накопления. Я тоже была из таких.
Спасибо мошенникам: теперь я осознанно и бдительно подхожу к собственной пенсии. А 31 декабря пойду в ПФР и напишу заявление, чтобы никуда мои средства не переводили.
Справка. Про «Согласие-ОПС» и Роснефть
НПФ «Согласие-ОПС» сейчас входит в топ-10 по пенсионным накоплениям. Число застрахованных лиц по итогам переходной кампании 2017 года увеличилось более чем на 300 тысяч человек.
АО «НПФ Согласие-ОПС» находится в процессе объединения с НПФ «Нефтегарант» и АО «НПФ “Нефтегарант”» – под брендом АО «НПФ “Нефтегарант”». Учредителем НПФ «Нефтегарант» является «Роснефть». Клиентами объединенного фонда станут более 1,2 млн человек.
По данным из открытых источников
Что делать, если ваши накопления перевели в НПФ без вашего ведома?
Памятку для граждан с таким заголовком разместил на своем официальном сайте Пенсионный фонд России. Кратко ее суть:
1) Обратиться в ближайшее отделение ПФР и подать письменное заявление-жалобу в свободной форме.
2) Написать заявление с претензией в НПФ, в который ваши средства были переведены без вашего согласия. НПФ обязан проинформировать вас, на основании чего это произошло. В частности, НПФ должен располагать договором с вами о переводе ваших пенсионных накоплений в НПФ. Необходимо запросить его копию.
3) Если вы хотите, чтобы ваши средства были переведены обратно, необходимо написать заявление о переводе средств.
4) Для того, чтобы уже в этом году вернуть обратно пенсионные накопления, необходимо подать иск в суд на НПФ.
Елена Роткевич