Кен и Карен взялись за оружие. Как нас меняет Black Lives Matter

28 июня 2020 года в Сент-Луисе протестующие из движения Black Lives Matter, направляясь к дому мэра, вторглись на территорию частного квартала. Там их встретила вооруженная семейная пара… Эта в чем-то даже забавная история заставила меня усомниться в правильности новых американских идеалов.

Как и многим живущим в России людям, мне с детства вбивали в голову, что жить нужно «как на Западе»: свободно, честно, бесстрашно. К счастью или к сожалению, но в авторитарной стране всё ещё лелеют американские мечты: возможность выбирать своё будущее (политическое, социальное, идейное), умение не бояться завтрашнего дня, способность идти на риск, добиваться всего самому, а не ждать счастливого дня, когда ты получишь подачку от кого-то стоящего выше. На самом деле, это и мои мечты тоже: жить не в Америке, а «как в Америке». Не в финансовом смысле, а в идейном. Поэтому я, как любой благоразумный (в моём понимании!) человек, постоянно оглядываюсь на белоголового орлана и пытаюсь соответствовать всем «западным» трендам.

На Западе в моде zero waste, и там  давно осуждается перепотребление? Я только «за»: я сочувствую всем формам аскетизма.

В моде обсуждать легализацию медицинской марихуаны? Если марихуана избавляет людей от страданий, я – не против.

В моде осуждать сексуальные домогательства? Есть у меня свои вопросы, но буду иметь в виду и прочитаю всё, что найду в гугле на эту тему.  В моде толерантность к ЛГБТ+? Я уже.

В моде антирасизм и BLM? Легко, ведь в России каждый немного вынужден быть антирасистом: ещё не ушли в прошлое времена, когда в «зоне дискомфорта» был любой, кто не был «русским». А нерусский у нас – каждый первый.

Тем не менее, до какого-то момента разнонаправленные «американские» тренды всегда укладывались в моей голове в некую парадигму: будь то вопросы связанные с гендером, политикой, экологией, обществом… Но события последних недель заставили меня крепко задуматься: не спорят ли некоторые американские максимы между собой?

Вот история, которая заставила меня усомниться. 28 июня 2020 года в Сент-Луисе (штат Миссури) толпа протестующих из движения Black Lives Matter направилась к дому мэра города (мэр обнародовала имена и адреса жителей, которые предлагали расформировать полицию). По пути протестующие BLM вломились на территорию частного квартала. Там их встретила белая вооруженная семейная пара, которая испугалась за свой дом (ладно, скажем прямо: особняк) и пыталась его защитить. 

 Это были муж и жена Марк и Патриция Макклоски, адвокаты. Марк держал в руках винтовку, а Патриция – пистолет. Сразу скажу, что применять оружие супругам не пришлось: все участники инцидента отделались лёгким испугом и решили проблему мирно. Однако видео, как вооружённые Макклоски выходят из дома, попало в сеть и набрало в Твиттере 44 тысячи репостов.

Конечно, дом супругов оказался очень роскошным (хотя, справедливости ради, они сами его реставрировали в течение 30 лет). Конечно, Марк и Патриция оказались республиканцами: они поддерживали избирательную кампанию Дональда Трампа.

  • Дом Макклосски

  • Скромный интерьер дома Макклоски

Чем же обернулся этот бескровный и даже в чём-то забавный инцидент? Тем, что фото супругов стало фотожабой, а к их поступку в большинстве случаев относятся негативно.

Если рассуждать вне повестки BLM, то поступок семейной пары более чем оправдан: защита частной собственности, наряду с правами человека, одна из главных идей Америки. Не говоря уже о правовой стороне дела: в штате Миссури разрешено ношение огнестрельного оружия (естественно, без всяких расистских ограничений…). То есть когда посторонние люди, тем более толпой, врываются на частную территорию, то хозяева этой территории, не ведающие, с какими намерениями пришли «гости», имеют полное право схватиться за винтовки. Это не значит, что эти люди хотят перестрелять других: но, по меньшей мере, они сами хотят пожить ещё немного.

То есть, с точки зрения закона и, скажем так, «идеологии» страны, Макклоски всё сделали правильно, однако их всё равно осуждают. Слава Богу, что они не подверглись травле и угрозам (либо об этом просто нет новостей), но всё-таки – почему?

Посмотрим сначала на несколько показательных твитов (все 44 тысячи я проанализировать не смогу, извините). Вот автор твита называет Макклоски «Чад и Карен». «Чад» и «Карен» – это пренебрежительный сленг. «Чад» – ироничное название «альфа-самца», «Карен» – стереотипное название грубой, неприятной белой женщины среднего возраста.

Впрочем, «мемное» название этой парочки укрепилось как «Кен и Карен». В этом твите автор отмечает: «Америка становится слишком дикой. Кен с AR-15 и Карен, не имеющая понятия, как держать оружие».

Ну и, конечно, не обошлось без ироничных отсылок к ТВ-шоу.

  • Надпись: ты думаешь, что выглядишь так / как на самом деле ты выглядишь

Впрочем, мемы могут сказать немногое. Развёрнутое объяснение, почему весь мир высмеивает Макклоски вместо того, чтобы их забыть, мне удалось найти в тексте с названием «Кен и Карен – белые супремасисты» (белый супремасизм – идея превосходства белой расы).

Кратко процитирую основные пункты:

«Макклоски демонстрируют переход от зависимости от полицейского государства к угрозе насилия с опорой на собственное превосходство белых»;

«неспособность поддерживать нынешний социальный порядок пугает их [белых – прим.] – этого достаточно, чтобы выходить босиком и стрелять из оружия»;

«белые люди должны понимать, что эти проявления случайного расизма и угроз насилия воспринимаются как фактическое насилие над черными»;

«если вы не работаете активно над тем, чтобы быть антирасистом, вы тоже опасны».

Суммирую всё вышесказанное: Макклоски выбежали из своего дома с винтовкой и пистолетом не потому, что они хотели защитить себя. Не потому, что они хотели защитить свой дом от толпы незнакомцев, которые не заметили огромный особняк на пути к дому мэра. Не потому, что супруги банально испугались. А потому, что они… расисты.

Видимо, если бы белые разъярённые скинхеды со свастиками на плечах ворвались бы в частный квартал, Макклоски было бы всё равно. Продолжили бы пить чай в своей огромной гостиной.

И это притом, что ещё в марте 2020 Марк Макклоски представлял интересы темнокожего мужчины, который стал жертвой полицейских: он сдался, но его всё равно избили при задержании. Иными словами, у «Кена и Карен» есть и толерантные пятна в их биографии…

Марк и Патриция Макклоски сглупили, если оценивать их поступок с точки зрения современных западных трендов. Они позволили другим считать себя расистами, и, возможно, это плохо скажется на их дальнейшей жизни и адвокатской карьере.

Они выбрали один из начальных «столпов» американского самосознания – право на самозащиту,  и они ошиблись. Толерантность во многом противоречит самозащите: именно трендом на антирасизм вызван феномен «лутинга»: когда многие магазины в США были разграблены, а их хозяева и не думали мешать мародёрам, потому что боялись прослыть расистами.

Получается, сегодня нужно чем-то жертвовать: либо своей хорошей репутацией, либо самим собой: своим честно нажитым имуществом, своей жизнью да мало ли чем ещё своим… Но, самое главное, нужно что-то подвергнуть сомнению: или современный тренд на ультратолерантность, став идейным никем, или уже не вечные ценности «прав-человека-защиту-частной-собственности-и-т-д-и-т-п», став вообще непонятно кем… Вот и я сейчас выбираю, что же мне подвергнуть сомнению, чтобы жить – хотя бы мысленно! – в цивилизованном современном мире.

И какова вероятность, что когда я решусь сыграть в эти толерантные напёрстки, современный мир не ответит мне: «Маловерный! зачем ты усомнился?»…

Дина Тороева