Казалось бы, что может быть проще: интернет-операторы предоставляют свои услуги, а потребители ими пользуются – в итоге все довольны. Однако на деле все куда сложнее: и те и другие норовят обхитрить друг друга. Причем делают они это самыми разными способами, порой самыми изобретательными.
Главный обман, на который сознательно идут практически все интернет-провайдеры Петербурга, – несоответствие истинной и заявленной скорости соединения. В рекламе бизнесмены сулят очень неплохую скорость, которая позволит в мгновение ока скачать фильм в высоком разрешении. На деле же картина совсем иная.
– Когда я выбирал, к какому провайдеру подключиться, определяющим фактором для меня была скорость Интернета, – рассказывает пользователь Виталий. – Я довольно долго изучал предложения операторов и в итоге остановился на “Невалинке”. Подключившись, измерил скорость соединения на сайте www.speedtest.net и обомлел: вместо обещанной скорости в 5 мегабит в секунду я получил всего 3,5 мегабита! Я тут же позвонил в службу поддержки. Мне сказали, что проблема у меня в компьютере – он настолько медленный, что не может обеспечить скорость должного уровня. Это было по меньшей мере странно, потому что компьютер у меня очень мощный.
Классическое объяснение, которое так любят давать все без исключения провайдеры в таких случаях: заявленная скорость достижима только в так называемых идеальных условиях. Вам могут начать рассказывать об атмосферном давлении и влажности, влияющей на скорость, о проблемах с вашим оборудованием, о неправильных настройках, виновником которых являетесь вы, о нагрузке на Сеть в часы пик, о влиянии исландского вулкана – набор объяснений может быть любым и зависит от изобретательности работников компании, предоставляющей услуги. На деле же провайдеры просто экономят на расширении интернет-канала, сокращая, таким образом, скорость доступа.
– Несоответствие заявленной и реальной скорости связано с перегрузкой канала из-за пользователей, которые скачивают файлы большого размера с обменных сетей, – объясняет руководитель отдела развития компании “Невалинк” Артем Демишкан. – Если таких людей в доме 3-4 человека, то скорость у всех остальных серьезно падает. Еще один фактор – интернет-соединение идет через разные страны. Если смотреть скорость от нас до абонента, то все будет нормально, а проблемы могут быть, например, у провайдера в Амстердаме.
Со своей стороны пользователи услуг Интернета так же только и мечтают о том, чтобы обмануть поставщика услуг. Например, особым шиком считается создать внутри дома локальную сеть, объединяющую несколько компьютеров, а платить провайдеру только за одно подключение.
– Голь на выдумки хитра, – говорит директор по развитию “Невалинка”. – Еще одним распространенным видом обмана является подмена IP-адреса, когда человек сознательно присваивает себе чужой адрес с помощью специальных программ. Соответственно, он получает возможность сидеть в Интернете бесплатно – за счет своего, например, соседа. Таких любителей халявы предостаточно.
Если раньше подобные выходки были для операторов настоящим кошмаром, то в последние годы они научились эффективно с ними бороться. Действенный способ только один: при потреблении большого трафика они просто сокращают скорость соединения. Этим занимается, в частности, “Невалинк”, который обеспечивает скорость 25 мегабит в секунду только до достижения порога скачивания в 500 гигабайт, а вот после этого скорость снижается до 1 мегабита в секунду.
– Всех абонентов мы предупреждаем о том, что при скачивании стольких-то гигабайт скорость будет резаться, – комментирует ситуацию Демишкан. – Как правило, люди, которые скачивают гигантский объем данных, делают это не для домашнего использования, а для зарабатывания денег. А это уже использование Интернета не для частных, а для коммерческих целей. Если человек постоянно что-то скачивает, в том числе и по ночам, мы сразу берем его на заметку и режем ему скорость.
Подобное снижение скорости интернет-тарифа абонента при превышении некоего порога трафика в Петербурге встречается сплошь и рядом. Компания “Интерзет” пошла еще дальше: при потреблении трафика свыше всего 200 гигабайт в месяц на безлимитных тарифах она оставляет за собой право понизить скорость до 512 Кбит/сек. Теперь давайте посчитаем: средний фильм в формате высокого разрешения “весит” около 20 гигабайт. Получается, что провайдер разрешает своим пользователям скачать всего 10 фильмов в месяц, после чего те, кто превысил скорость, будут сурово наказаны. “Интерзет” также объясняет подобные меры тем, что борется с незаконным распространением пиратских фильмов.
Воюют провайдеры и между собой. Самый распространенный вариант войны – кража оборудования. В основном этим промышляют мелкие компании, некогда демпинговавшие, а теперь, в связи с кризисом и подорожанием оборудования, не имеющие средств, чтобы развиваться и поддерживать сеть. По оценке компании “Невалинк”, каждый случай кражи провода обходится провайдеру в среднем в 25-30 тысяч рублей. В эту сумму входит восстановление кабеля, оплата работы монтажника и компенсация клиентам отсутствия соединения на время устранения неисправности.
– В начале года был пик, когда очень часто обрезали провода, – вспоминает Артем Демишкан. – Сейчас стало спокойней, но такие ситуации все же случаются. В основном воруют все же не провайдеры, а криминальные элементы – пьяницы, наркоманы, которые тут же сдают “добычу” в металлолом. Хотя несколько раз наши специалисты видели убегающих монтажников в чужой форме, которые уносили наше оборудование. Но догнать их не удалось.
Год назад за подобное деяние были пойманы работники компании “Эленет”, которых обвинили в краже коммутаторов у компании “Интерзет”.
– Молодые люди, гордо называвшие себя “Неуловимыми мстителями”, оказались ведущими сотрудниками технической поддержки компании “Эленет”, – говорит генеральный директор компании “Интерзет” Дмитрий Анчунов. – Злоумышленниками было украдено 17 управляемых коммутаторов, 13 из них были изъяты сотрудниками милиции в присутствии понятых на складе компании “Эленет”. Куда делись остальные коммутаторы, молодые люди также пояснить не смогли. В отношении данных лиц было возбуждено восемь уголовных дел.
Компания “Эленет” ситуацию комментировать отказалась, пояснив, что преступники действовали на свой страх и риск, а не по приказу провайдера.
После того как уголовные дела были доведены до суда и виновные получили уголовное наказание (условные сроки), число краж оборудования начинает постепенно снижаться – особенно на фоне падения цен и вообще ликвидности сетевого оборудования, которое стало гораздо сложнее продать за сколько-нибудь серьезную цену. Похоже, хотя бы на этом участке фронта войны за Интернет устанавливается перемирие.
Британская организация Ofcom, регулирующая деятельность телекоммуникационных компаний, вывела на чистую воду поставщиков услуг широкополосного доступа в Интернет, публикующих в рекламных проспектах заведомо неверную информацию. Ни для кого не секрет, что обещанная провайдерами скорость соединения чаще всего является обычным рекламным трюком. Однако специалисты из Ofcom оперируют точными данными и утверждают, что в среднем британские интернет-пользователи получают ровно вполовину меньше обещанного.
Для проведения масштабного исследования было отобрано более полутора тысяч добровольцев, пользующихся услугами широкополосного доступа в Интернет. Участники дали согласие на подключение к домашним маршрутизаторам специального оборудования. За один месяц каждое устройство провело более 7000 тестов и замеров скорости. Результаты проверки оказались поистине шокирующими. Организаторы установили, что средняя скорость загрузки данных по широкополосному каналу не превышает 3,6 мегабита в секунду, в то время как обещанная скорость должна составлять “до 7,2 Мбит/сек”. После этого Ofcom выпустила своеобразный свод правил, который обязывает поставщиков услуг предоставлять своим клиентам точную информацию о максимальной скорости соединения и предупреждать о возможных проблемах.