Как наши читатели дискутировали с Владимиром Познером о вреде православия

За несколько дней до празднования нового официального праздника – Дня крещения Руси, Владимир Познер удивил общественность, заявив, что принятие православия – «одна из величайших трагедий для России». В ответ на опубликованные на нашем сайте отрывки из его скандального интервью главному редактору курганского журнала «Cher Ami», наши блоггеры развернули целую дискуссию.

       Острая полемика началась практически сразу после публикации текста. И если наши читатели чаще бывают единодушны по таким вопросам, то в этот раз завязался серьезный спор, приведший к интересным результатам. Блоггеры поступили довольно мудро – они не стали сразу опровергать или горячо поддерживать популярного телеведущего, а проанализировали его высказывание.

Выяснилось, что Владимир Владимирович, как опытный манипулятор, раздул скандал, правильно выстроив свою речь. И если ВладимирЕ, Девова и maria_celesta изначально упрекнули Познера в незнании предмета, то Ivahka сразу заподозрил журналиста в попытке “спикульнуть на почве слабой осведомлённости” населения: “вот оно – главное оружие Познера и им подобных – низкий уровень образованности в России. Для того, чтобы обдумывать, надо знать политику, философию, историю. Стоит Познеру спикульнуть на почве слабой осведомлённости, как уже появляются желающие обдумать его слова… Но как обдумать! Не в результате вдумчивого копания в исторических документах и чтения святоотеческой литературы, а так – на основании общих соображений, дескать вроде бы что-то такое есть в его словах”.

И правда, с этим можно отчасти согласиться, но только учитывая то, что в своих словах Познер не был конкретен, он не приводил ни доказательств, ни статистики. “Если оттолкнуться от таких определений, как демократия, качество жизни, уровень жизни, и распределить страны именно по этим показателям, то на первом месте будут именно протестантские страны, все. Потом католические. И лишь потом такие, как Россия, Греция, Болгария и т.д. И это совершенно не случайные вещи, потому что более темной и закрытой религией является православие” – утверждал телеведущий. Однако идея эта не нова. Здесь Владимир Владимирович соглашается с точкой зрения Макса Вебера, суть которой он выразил в своей работе “Протестантская этика и дух капитализма” более ста лет назад.

Еще тогда Вебер заметил, что в Германии, населенной и католиками, и протестантами, наилучших экономических успехов добивались именно протестанты. В начале XX века именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Статистику подтверждали и примеры таких стран как США, Англия и Голландия, которые в то время развивались наиболее активно. По мнению философа, экономический подъём и развитие капитализма в этих странах объяснялся наличием протестантской этики, которая поощряла рвение к труду и рациональную организацию работы. Однако, принимая эту точку зрения, сравнивать можно только католические и протестантские страны.

Россия в начале прошлого века также находилась на подъеме, хотя и исповедовала православную этику. С замечанием ВладимирЕ о том, что “господин Познер ставит протестантизм и католицизм на одну грань, забывая о том, что протестантизм вышел из католицизма”, согласиться нельзя. Все-таки здесь движение было от противного – именно отказ от католицизма с привнесением чего-то нового. Иначе, конечно, религии не вступали бы в конфликт.

Полностью согласилась с Познером только наша постоянная читательница Горожанка: “Полностью согласна с мнением г. Познера в отношении православия. Сама писала на эту тему по поводу нового праздника Крещения Руси. Что дало русское православие государству, а главное его народу. Основное, что видно невооруженным глазом, это вдалбливание канониками мысли, что ты Раб божий и смысл жизни в служении мифическому Богу. Ставка на подавление личности и самобытности во всех проявлениях. Агрессивная, абсолютно не продуктивная религия. Человек-тварь божия… Вот девиз православия”.

Мнение Горожанки пожалуй самое категоричное из всех. И судя по всему, согласна она скорее не с конкретной мыслью телеведущего о разнице в развитии стран, в которых доминирующими являются разные религии, а просто выразила свои религиозные убеждения.

Наш постоянный читатель и блоггер 12523 придерживается схожего мнения, однако интересует его другой аспект – влияние РПЦ на политическую жизнь России. “Полностью согласен с Владимиром Познером. Опасность и агрессивность РПЦ налицо, хотя далеко не все в России это осознают. Православная церковь давно уже занимается политикой хотя это пытается отрицать и несмотря на российскую Конституцию все теснее связывается с государственными и общественными организациями при тайном и явном попустительстве властей. Церковь тесно связана с частью спекулятивного бизнеса, обильно награждая их церковными наградами, сама не чураясь коммерции. И это несмотря на то, что большая часть граждан России находятся в тяжелом материальном и психологическом положении. Опасность политики РПЦ заключается не только в том, что она отталкивает часть граждан от восприятия научного мировоззрения, пропитывая их сознание раболепным представлением об обществе и природе, но и конфликтуя или формально общаясь с иными конфессиями, подталкивает Россию на некий особый путь развития и этим способствует закрытости общества, а это чревато социально-политическими внутренними и может быть внешними конфликтами”.

Надо сказать, что это отнюдь не единичное мнение. В последние годы, когда представителей власти все чаще можно встретить на религиозных праздниках, все отчетливее слышатся голоса тех, кто опасается, что из православия делают единственную религию в многоконфессиональной стране.

Позднее читатели Online812 сошлись во мнении, что в России, из-за ряда исторических причин, все-таки нет православия в чистом виде. “Сейчас у нас православие? Да нет православия без православных, – пишет Ivahka. – А кто может считать себя православным? Тот, кто принимает участие в жизни церкви и в таинствах, а не рассуждающий – мол, Бог у меня в душе. Последнее не могли о себе сказать даже святые подвижники. У нас скорее оккультизм с элементами обрядоверия (типа сходил в церковь, совершил обряд, почитал гороскоп, заодно к бабке сходил грыжу, например, заговорить, зарядил воду у Чумака и т.д.) И вроде бы всё в порядке. Так что господин Познер нагло лжёт о вреде православия, поскольку оно это православие делает лишь попытку возродиться. Ему очень нетрудно спикулировать на почве псевдоправославия, выдавая его за православие, т.к. это не его – не родное. Оно и понятно – мешает православие укорениться деградирующему сознанию обывателя, нагло тяготеющему к утверждению ценностей типа: если что-то нельзя выпить, съесть или трахнуть, то оно не интересно”.

Мысль поддержал и ВладимирЕ: “А не было на Руси как такового истинного христианства, того, что с более или менее уверенностью можно было бы назвать чистым. Понятно, что такого не бывает. Но… Произошел синтез христианства с язычеством. Такой вот союз, который и по ныне живет, где спокойно уживаются столь разные представление и о мире, и о человеке, и о грядущем Царстве”.

Таким образом, читатели заключили, что у нас “в головах дикая смесь востока и запада”, поэтому причислять страну к какому-то лагерю просто невозможно, и в результате все равно все определит “большой народный ум”, порой принимающий спорные решение, но деваться от него некуда.

Подробнее ознакомиться с интересным диалогом наших читателей можно здесь.