Как оппозиционные кинематографисты хотят победить Никиту Михалкова

Два прошлых года страна с азартом следила за баталиями в Союзе кинематографистов России, который с 1998 года возглавляет Никита Михалков. В конце 2008-го его коллеги решили положить конец несменяемой власти, самостоятельно провели съезд и выбрали нового председателя – режиссера Марлена Хуциева. Однако ни сам съезд, ни это избрание не были признаны Минюстом РФ. Началась затяжная война.

           Оппозиционеры обвиняли Михалкова в развале дел в союзе, нетерпимости к инакомыслию и разбазаривании собственности. Михалков собрал собственный съезд, на котором его вновь выбрали председателем СК РФ. Из союза был изгнан президент Гильдии кинокритиков Виктор Матизен, Марлена Хуциева вывели из штата преподавателей ВГИКа, а журнал “Искусство кино”, который возглавлял оппозиционный Даниил Дондурей, лишили  арендуемой площади. Оппозиционеры проиграли два судебных иска по признанию недействительным переизбрания Михалкова.

Казалось, песенка оппозиционеров окончательно спета. В их среде наступил раскол – кто-то просто ушел из СК РФ, кто-то решил создавать собственный КиноСоюз. Последнее выглядело почти фантастичным. И вдруг альтернативный  КиноСоюз  признало Министерство культуры. О том, что бы это значило, Online812 поговорил с одним из создателей КиноСоюза документалистом  Виталием МАНСКИМ.

– Признание легитимности КиноСоюза выглядит почти фантастическим. Вы что – Медведеву в “Твиттер” написали?

– Мы не вступали ни в какие отношения ни с Министерством культуры, ни с Государственной думой, ни с администрацией президента. Но, вообще-то, все эти организации как раз и существуют для того, чтобы  каким-то образом следить за процессами в общественной жизни, и все они еще на стадии образования нашего союза в той или иной степени выразили нам поддержку.

– И кто конкретно из властей предержащих оказывал вам  поддержку?
– Были заявления чиновников разного уровня. От руководителя думского комитета по культуре до министра культуры, сделанные ими по собственной инициативе.  А запросами, просьбами, тем более подковерными интригами мы не занимались.

– Обращает внимание отсутствие в ваших рядах Марлена Хуциева. Он почему не празднует с вами победу?

– Марлен Мартынович – президент  Гильдии кинорежиссеров России. И в случае вхождения этой гильдии в наш союз он автоматически становится одним из руководителей КиноСоюза, потому что нашим союзом будет руководить президиум,  практически  тождественный Совету президентов гильдий.

– Так сейчас Марлен Хуциев с вами?
– Хуциев показал себя как очень стойкий боец. По его мнению, борьба в СК РФ, который сегодня возглавляет Михалков, еще не закончена. Буквально несколько дней назад Марлен Мартынович подал в Верховный суд заявление о признании недействительным переизбрание Михалкова  в Гостином дворе. Он считает, что нельзя отдавать все, что  создавалось несколькими поколениями кинематографистов – сообщество, авторитет, историю и даже недвижимость, – человеку, который это планомерно уничтожает. 
Марлен Мартынович  критикует нас за то, что мы отказались от борьбы и создали новую организацию. Возможно, мы менее стойкие борцы и более прагматичные люди, но мы понимаем, что при существующей властной поддержке и абсолютно антидемократическом стиле жизни Михалкова все переговоры с ним невозможны. Разве что объявлять ему войну, но война всегда приводит к неоправданным жертвам.
Мы уважаем Марлена Мартыновича за его решение продолжить борьбу и одновременно хотим видеть его в числе наших руководителей как президента гильдии.

– То есть Хуциев представляет наиболее радикальную часть вашего сообщества?
– “Радикальная часть сообщества” – это такой термин, который можно толковать по-разному. Может, все наоборот – это мы более радикальны, а он  более консервативен.

– А единая программа у вас есть?
– Я бы не сказал, что у нас есть какое-то единое направление, которое можно легко озвучить. Это будет ряд разносторонних действий, основное среди которых – создание в кинематографической среде благоприятной атмосферы вокруг профессиональных гильдий. Мы хотим спровоцировать  скорейшее превращение  гильдий в настоящие, мощные  кино-профсоюзы.

– То есть главное – это гильдии?
– Кроме того, мы хотим создать в обществе возможность дискуссии для принятия долгосрочных решений в области кино. Думаю, что в ближайшее время  мы соберемся неким  деловым активом и попробуем предложить  свою  концепцию развития отечественного  кино. В противовес уже принятой и внедряемой в жизнь. А может быть, мы ее и поддержим! В любом случае, мы хотим вернуть в общественное и профессиональное пространство обсуждение кинематографических проблем до их  окончательного принятия.

– А как вы это намереваетесь сделать?
– Приведу конкретный пример. Например, кинорежиссер Михалков  идет к премьер-министру и просит его посодействовать  строительству Дворца фестивалей в Москве.  Ну а мы хотим предоставить премьеру  для принятия ответственного решения экспертную оценку данного вопроса. Где будет указано, как и в каких дворцах проводятся основные мировые фестивали: Каннский, Венецианский, Берлинский… Кому принадлежат эти дворцы.  В одном случае это действующий кинотеатр, в другом – муниципальное здание. 

– И что это вам даст?
– Мы хотим напомнить, что Московский кинофестиваль  проходит сегодня в центре Москвы, в крупнейшем кинотеатре города и страны, реконструированного за федеральные деньги. Что в нем двенадцать залов и что  целый год он работает как эффективно действующий кинотеатр. В то же самое время в Москве существует государственный Музей кино. Это практически гуманитарный аудиовизуальный университет. При этом его фонды находятся  на складах “Мосфильма”, и у них нет своего помещения. И что кому-кому, а Музею кино государство просто обязано построить здание.

– То есть вы предлагаете дать денег не Михалкову на Дворец фестивалей, а вам – на новое здание Музея кино.

– Я уверен, что в этом здании найдется  место и Московскому фестивалю, и фестивалю “Завтра”, и большому фестивалю мультфильмов, Артдокфесту. Словом, всем достойным киномероприятиям. Если же будет построен дворец Московского кинофестиваля, то, учитывая, что происходит с Российским фондом культуры, который управляется Михалковым, никаких надежд на то, что этот дворец превратится в открытое для всех пространство, нет. 

– Известно, что у Михалкова хорошие отношения с Путиным. И вы надеетесь эти личные отношения перебороть логикой?

– Меня с Михалковым объединяет то, что мы оба сделали фильм о нашем экс-президенте. И эти фильмы предлагают два разных способа разговора с властью. С моей точки зрения, с властью надо говорить, уважая себя. Петь власти песни про шмелей – это другой стиль общения. Насколько я ознакомлен с Конституцией РФ, власть у нас в стране не наследственная. А человеческая жизнь, насколько я знаю, не бесконечна. Поэтому мы оптимисты в том смысле, что верим в цивилизованное будущее, как страны в целом, так отношений власти и творческой интеллигенции, власти и народа.

– Хорошо, расскажите тогда, с какой степенью свободы будет управляться ваш КиноСоюз? Говорят, у вас не будет председателя.
– Все эти вещи четко прописаны в Уставе. У КиноСоюза будет председатель, которого выбирает общее собрание. У председателя два заместителя. Ни председатель, ни его заместители не в праве принимать какие-либо решения самостоятельно. Главная  функция председателя  – представительская. Он должен будет подписывать принятые президиумом решения. Ровно наоборот тому, что происходит в СК РФ. Если председатель и будет принимать самостоятельные решения, то на уровне принять на работу сотрудника или не принять.  Все остальные решения будут приниматься президиумом.
Подразумевается, что у нас  будет индивидуальное членство, но со временем мы будем переносить акцент на членство гильдий.

– Как это будет на практике?
– Это значит, что если, скажем, звукорежиссеры в своей гильдии приняли какое-то решение, то мы как киносоюз подставим этому решению плечо и придадим ему необходимый статус. Но прежде чем КиноСоюз подпишется под этим решением, президент гильдии звукорежиссеров должен убедить в его правильности  президентов остальных гильдий. И если это решение будет ущемлять мнение, скажем, гильдии композиторов, то с начала  должны будут пройти дискуссии между гильдиями. И в результате административной власти или законодателям будет предлагаться некое консолидированное решение. А не так, как сейчас, – одни пишут в правительство, что хотят, чтобы зимой было жарко, другие, чтобы летом было холодно. В итоге власти очень легко не обращать  на это внимание. Когда к ним приходит одно обращение, они, как опытные бюрократы, вытаскивают из шкафа другое и говорят: “Вы сначала разберитесь между собой”.

– А зачем режиссеру или критику записываться в гильдию?
– Становясь членом гильдии, ты получаешь гарантированно высокую оплату своего труда и защиту от посягательств на уменьшение этой оплаты. А сейчас в отсутствие этого профессионального единства велика вероятность работы на понижение, штрейкбрехерства и так далее. Это прописные истины, но все это нужно сейчас создавать едва ли не заново.

– Кто будет председателем вашего союза?
– Учредители избрали председателем Бориса Хлебникова. В правление вошли Андрей Смирнов, Даниил Дондурей, Борис Хлебников, Алексей Герман-младший и я. Эта команда будет работать до первого съезда, который пройдет через полгода после регистрации КиноСоюза.

– Вот вы все время говорите – съезд, союз, президиум. Напоминает советское прошлое. Вы предполагаете использовать советский опыт?
– Как вы думаете, мы полностью отрешились от советского образа жизни? Я думаю, что нет. Сегодня мы создаем некую гибридную организацию, соединяющую отдельные элементы советского прошлого и завтрашней рыночной организации экономики.

– А что будет от рыночной экономики?
– В принципе, в рыночной экономике  Союз кинематографистов в том виде, в котором он есть сейчас, не нужен. И, заглядывая в завтрашний день, мы сочетаем этот элемент  с профсоюзными кинематографическими гильдиями. С тем, чтобы в будущем советская составляющая постепенно отмирала, и КиноСоюз постепенно превращался в союз гильдий. В дальнейшем мы хотели бы перейти к рыночным механизмам. Например,  заменить членские взносы на отчисления от заработка членов союза. Подобным образом в Америке осуществляется  финансирование всего, включая и церемонию “Оскар”.

– А как вы относитесь к новому механизму государственного финансирования кинематографа?
– Мы попытаемся собраться  во время рождественских каникул профессиональным активом и выработать некий меморандум по развитию отечественного кинематографа. Я не могу заранее сказать, каково будет  решение нашего актива.

– А лично вы как оцениваете эту схему?

– Это  то же самое, как если бы вы спрашивали футболиста о ситуации в баскетболе. И тут и там играют с мячом, но одни играют ногами, а другие руками. Я документалист. У нас принципиально иная ситуация, иные бюджеты,  иные отношения с рынком.  Но как человек, следящий за процессом, могу сказать, что у меня большие сомнения, что этот фонд сможет добиться своей цели. Кинематограф, даже коммерческий, все равно искусство. Если благодаря ему не происходит катарсис, то не происходит ничего.

– Как-то неожиданно это сочетание коммерции и катарсиса.
– Искусство это вещь очень спонтанная… Хотя есть люди, которые ходят в клубы знакомств. Или женятся по объявлениям. И живут  при этом счастливо. Но я в такую форму любви не верю. Может быть, и можно взять и выделить  восемь мэйджоров, которые вдруг начнут делать нечто, что до сих пор не делали. Но как при этом в мэйджорское сообщество вошли студии, у которых  за всю их историю не было ни одного рентабельного проекта? Я знаю среди мэйджоров как минимум одну такую.  Почему  она находится  в списке?  Почему в этот список не вошел явный лидер, который снимает достаточно приличные коммерческие проекты, например, “Любовь-морковь”, которые каждый год становится лидером проката? И которые легко отличить от фильмов, вроде “Яйца судьбы”. Почему в список мэйджоров вошла студия, организованная всего год назад? И таких вопросов множество. Но я отвечаю на ваш вопрос как частное лицо, которому был задан вопрос о глобальном потеплении.