Подрывы рельсов практиковались советскими партизанами в ходе II мировой войны. Массовые диверсионные операции в 1943 – 1944 годах получили название «рельсовая война». Правда, сейчас историки считают, что ущерб, нанесенный партизанами, был в их отчетах завышен.
14 июля 1943 года начальник Центрального штаба партизанского движения подписал приказ “О партизанской рельсовой войне”. Всего в операции было задействовано 95 тысяч 615 партизан. 7 августа 1943 года начальник ЦШПД доложил Сталину, что “план уничтожения 213 тысяч рельсов” будет выполнен до середины августа. Однако, по данным противника, партизаны в августе подорвали только около 25 тыс. рельсов.
К лету 1943 года на оккупированной территории СССР находилось свыше 10 млн рельсов. Т.е. подрыв 200 – 300 тыс. из них в месяц означал вывод из строя только 2 – 3% рельсов.
По данным ЦШПД, белорусские, смоленские и орловские партизаны с 3 августа по 16 сентября 1943 года подорвали более 160 тыс. рельсов (по данным противника – 20,5 тыс.). Но массовый подрыв рельсов не привел к увеличению числа крушений поездов, поскольку партизаны в Белоруссии, Смоленской и Орловской областях к этому не стремились – центр требовал отчета именно в рельсах. Нередко “рельсовая война” велась на запасных и второстепенных магистралях. Зато отряды принимали соцобязательства и соревновались, кто больше подорвет рельсов.
Считается, что украинские партизаны действовали более эффективно. В том числе потому, что в отделе диверсионной работы украинского штаба партизанского движения работал известный специалист по минно-диверсионной работе Илья Старинов.
Обычно партизаны использовали небольшие мины – чтобы разбить рельс, достаточно 200 г литого тротила, если шашка наложена открыто, и 60 г при засыпке шашки грунтом. На разрыве колесо сходит с пути, и поезд заваливается под откос.
При взрыве 200-граммовых и 100-граммовых толовых шашек рельсы не уничтожались, из них выбивался кусок длиной 25 – 35 см. Немцы опиливали рельсы и сваривали их термитом. Или использовали и накладной мостик длиной 80 см и массой около 20 кг: его накладывали на поврежденные рельсы и пропускали по ним поезда.
В ответ на “рельсовую войну” командование германских войск устанавливало средние нормы войск их охраны – один батальон на 100 км железнодорожных путей.
Немцы стали пускать перед локомотивами несколько платформ с запасом шпал и рельсов. При взрыве под откос шла платформа.
Тогда Илья Старинов использовал простейший счетчик кратности. Над миной закрепляется веточка. Колесные оси ее колеблют. Храповик крутит счетчик качаний. Взрыв происходит на нужном числе качаний – не под платформой, а под локомотивом или одним из вагонов.
В ответ противник усовершенствовал охрану поездов, и перед их проходом посылал наряды осматривать пути.