В июле 2020 года в Петербурге случится самая масштабная в истории транспортная реформа. Весь общественный транспорт, кроме метро, заживет по-новому. Автобусов станет меньше. Количество маршрутов сократится. Маршрутки исчезнут совсем. Умная система оплаты сама будет решать, с кого сколько взять за проезд. Что хорошего в транспортной реформе и почему горожанам от нее станет лучше? – «Городу 812» рассказал Владимир Шведченко, исполняющий обязанности директора СПб ГКУ «Организатор перевозок».
Цивилизованный, как в Европе
– Каких конкретно целевых показателей в цифрах город планирует достичь в результате реформы?
– Самый главный итог – что транспорт в Петербурге станет таким же цивилизованным и комфортным, как в других европейских столицах.
– Какую столицу взяли за образец?
– Везде в больших городах Европы общественным транспортом управляет город. Город устанавливает маршрутную сеть, показатели качества, подписывает договоры с перевозчиками.
Что произойдет в ходе реформы? Прежде всего город поменяет отношения с перевозчиками. Согласно новым правилам, оплата за проезд будет поступать не частникам, а в бюджет Санкт-Петербурга. Город заключает договоры с перевозчиками на качественную и безопасную перевозку пассажиров. Договоры будут защищать интересы горожан. Это совершенно другая модель, нежели та, что используется сегодня.
– Есть показатели, которых мы хотим достичь в ходе реформы? Например, увеличить протяженность маршрутной сети? Сократить среднее время поездки от работы до дома и так далее?
– Сегодня Документ планирования – основа реформы – находится в стадии разработки. Поэтому цифры есть, но пока промежуточные, их нет смысла называть. Самое главное для пассажира – это то, что после реформы транспорт будет ходить, как поезда в метро: один автобус за другим, не мешая друг другу, с очень короткими интервалами. Весь подвижной состав – с климат-контролем, новый, полностью низкопольный и с приемкой всех платежных систем, предусмотренных законодательством.
– Насколько короткими будут эти интервалы? В Петербурге действует программа по развитию общественного транспорта на период с 2015-го по 2020 год. В ней заложен показатель: интервал между общественным транспортом в часы пик – не более 10 минут. Но программа не выполнена.
– Вот в 2020 году и выполним.
Всего на сто маршрутов меньше
– С июля прошлого года количество социальных маршрутов на улицах города уже уменьшилось на 20%. Было 473 маршрута, осталось 383. На сколько сократится количество маршрутов после реформы?
– Вы немного запутались в данных. В 2018 году в городе было 476 социальных маршрутов, из них 389 автобусных, 41 трамвайный и 46 троллейбусных. Сейчас ситуация примерно такая же: 477 социальных маршрутов, из них 390 автобусных, остальные – маршруты электротранспорта. То есть количество маршрутов не уменьшилось.
Пояснения редакции. Задавая вопрос о количестве маршрутов, «Город 812» опирался на документ, опубликованный на официальном сайте правительства Петербурга, – «Отчет об основных результатах деятельности Комитета по транспорту за I полугодие 2019 года».
В документе говорится о том, что в 2018 г. в Петербурге было 473 социальных маршрута и 283 коммерческих (всего 756). В 2019 г., в первом полугодии, осталось 383 социальных маршрута и 269 коммерческих (всего 652). Таким образом, за год было сокращено 104 маршрута. Слова Владимира Шведченко противоречат документу. Кому верить? Выбор оставляем на усмотрение читателей.
– Сколько всего маршрутов останется в городе после проведения транспортной реформы?
– Давайте посчитаем. Сейчас в Петербурге их около семисот. На конкурс выносятся 355 маршрутов. Плюс остается 140 маршрутов у ГУП «Пассажиравтотранс», и еще более 80 маршрутов у «Горэлектротранса». Получается более 575 маршрутов. То есть будет всего на сто меньше, чем сейчас. Но из этих ста маршрутов семьдесят полностью дублируются на протяжении 80% трассы. Наши основные целевые показатели – сохранить все существующие транспортные связи.
Треть автобусов сократят
– На сколько штук планируется сократить количество автобусов? Сегодня в Петербурге в качестве общественного транспорта работает 6301 автобус. Сколько останется после реформы? Судя по документам, сокращение составит 36%.
– У вас данные полугодовой давности. Эта позиция уже изменилась. У негосударственных перевозчиков будет 2500 автобусов и еще 1600–1700 штук у ГУП «Пассажиравтотранс».
Всего получается 4200 автобусов.
– То есть сокращение на 33%. Маршрутов станет меньше, автобусов станет меньше. Реформа точно для блага пассажиров делается?
– Конечно! Сейчас автобусы ходят не по расписанию. А будут ходить с нормальной частотой, приемлемой для соответствующего периода времени. Не более 10 минут!
Я говорю об определенных целевых задачах в отношении людей. Что людям скажет количество автобусов? Люди ничего не потеряют! Провозная способность автобусов станет больше.
Мы проводили обследование и пришли к выводам: маршрутки, чтобы собрать побольше народу, занимают остановочные пункты довольно продолжительное время. Они не соблюдают расписание. В идущем с четкими интервалами социальном автобусе посадка-высадка пассажиров занимает 2–2,5 минуты. В результате скорость перевозки пассажиров социальным транспортом увеличивается в разы!
Сегодня маршрутки тормозят весь поток транспорта. Во всех культурных столицах мира понимают, что конкуренция за деньги пассажира на улично-дорожной сети (УДС) приводит к тому, что УДС заполняется избыточным количеством перевозных мощностей.
– То есть конкуренция за деньги пассажира на УДС – это плохо?
– Это не плохо. Это недопустимо! За безопасностью невозможно следить, если этот процесс не регулируется!
– Но маршруты, в том числе коммерческие, в Петербурге – не стихийные. Они утверждаются городом. И тариф на проезд в маршрутках тоже устанавливается городом. За безопасностью движения следит ГИБДД.
– Сегодня организация движения общественного транспорта не соответствует ФЗ № 220. И мы с вами говорим о совершенно ясных принципах и понимании того, чего достигает каждый город, когда переходит на регулирование общественного транспорта. Вы говорите, что сейчас тариф регулируемый. Да! На сегодняшний момент он такой. Именно поэтому у нас билет в любом автобусе – коммерческом или социальном – стоит не более 40 рублей! Но когда наступит 15 июля 2020 года, мы обязаны будем привести всё в соответствие с федеральным законодательством. Мы обязаны жить по законам нашей страны!
– Федеральное законодательство дает городу право выбора, какую транспортную схему использовать.
– Если бы мы выбрали другой вариант, тогда у нас закрылись бы все социальные маршруты! И 40% льготников – пенсионеры, студенты и школьники – пошли бы перекрывать улицы! Оставить всё как есть – регулируемый и нерегулируемый тарифы вместе – по закону № 220 невозможно. Если мы все отдадим рынку, то сегодня маршрутки за 40 рублей возят, потому что не платят НДС, не выполняют ФЗ-54 (о полной фискализации выручки). А с 1 июля 2020 года к плате за проезд добавятся НДС в 20% и фискализация выручки. Какая тогда будет цена билета в маршрутке? Притом что все льготы также отменят. 50 или даже 65 рублей! И вы к этому активно призываете!
– Как автобусы смогут соблюдать интервалы, если в городе пробки? Количество и протяженность выделенных полос будет увеличиваться?
– Мы предлагаем оборудовать выделенными полосами все основные магистральные улицы. Это не наши полномочия, предложения направлены в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Даже когда в городе пробки, можно обеспечивать нормальные интервалы.
– Транспортная реформа потребует бюджетных затрат? Сколько?
– Естественно, потребует. Сколько – вопрос финансовых экспертов.
«Мы с людьми советуемся»
– В районах завершаются общественные обсуждения документа, лежащего в основе транспортной реформы, «Планирование регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Но самого документа никто не видел…
– А кто вам сказал, что мы обсуждаем именно этот документ? Мы с жителями обсуждаем новые маршруты и транспортные связи, чтобы максимально учесть мнение горожан не по документу планирования, а именно по маршрутам. Именно они лягут в основу документа.
– Вы сказали, эту информацию распространяют администрации районов. Самого документа никто не видел, есть только карта с новыми маршрутами, которой невозможно пользоваться, не имея специальных навыков. На моем домашнем компьютере, например, она вообще не открывается. Почему бы не выложить список маршрутов в удобной для чтения форме?
– Это временный вариант, по просьбе пассажиров мы разместили эту информацию. Но сейчас разрабатывается новый сервис, который позволит каждому горожанину быстро и просто посмотреть будущие маршруты на карте города между указанными им пунктами.
– На обсуждениях жители жаловались, что не могут воспользоваться картой.
– Для тех, кто не смог, эти обсуждения как раз и проводятся, и там всё подробно объясняется. До 15 июля 2020 года у нас есть еще 9 месяцев, времени достаточно. По закону мы должны за 10 дней до начала реформы проинформировать граждан, а мы начали эту работу гораздо раньше! Мы с людьми советуемся. Карта сейчас тоже находится в разработке. Скоро появится новый портал и новая информатизированная система управления транспортом. Примерно к новому году всё это запустим, и там можно будет и посмотреть новые маршруты, и проложить самый быстрый путь от точки А до точки Б.
– В результате транспортной реформы ликвидируются не только коммерческие маршрутки. Некоторые социальные автобусные маршруты тоже под нож пошли.
– Таких маршрутов на весь город –единицы. И это не значит, что отменятся какие-то транспортные связи. Это значит, что транспортные связи будут обслуживаться другими маршрутами.
– Постановление Правительства Петербурга, дающее старт реформе, по плану нужно было принять до 1 июля 2019 года. Срок прошел. Когда оно будет принято?
– Вопрос не по адресу. Но если оно будет принято до конца октября, то это приемлемый срок, чтобы осуществить реформу вовремя, с обеспечением всех необходимых показателей качества.
– СМИ пишут, что реформа может застопориться из-за нехватки автобусов. Перевозчики не готовы закупать машины большими партиями. У производителей нет мощностей, чтобы произвести быстро много автобусов.
– Это не так. Проведены консультации с представителями финансовых институтов, производителями и поставщиками. Все подтвердили готовность и профинансировать этот процесс, и произвести нужное количество автобусов. Перевозчики пока не могут ничего закупать, так как еще не прошли аукционы.
– Когда пройдут аукционы?
– Как только выйдет постановление Правительства Петербурга. Но, в принципе, все уже готовы! Мы надеемся, что большая часть перевозчиков – профессионалов, работающих с высоким качеством, – останется.
Как подешевеют проездные
– Стоимость проезда в общественном транспорте, цена проездных билетов изменятся?
– Мы сокращаем тарифное меню, задача – уйти от множества видов проездных билетов. Но оставить наиболее выгодные для пассажиров. Например, мы предлагаем удешевить билет на 90 минут и сделать его стоимость равной 40 рублям. А месячный проездной билет сделать самым выгодным по цене.
Пояснения редакции. В настоящее время проездной билет на 90 минут стоит 65 рублей. Он записывается на отдельный магнитный носитель, который (сам пластик) стоит 60 рублей.
Как пояснили в неофициальной беседе в СПб ГКУ «Организатор перевозок», скоро в Петербурге заработает умная система оплаты проезда, сделанная по аналогии с московской. Она называется КИСУ ГППТ – Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Система сама определяет наиболее выгодный для пассажира тариф.
– Например, вы входите в троллейбус, прикладываете проездной. Система фиксирует поездку, но деньги не списывает. Если в течение 90 минут вы пересаживаетесь на другой вид транспорта, прикладываете билет, то система понимает, что это уже вторая поездка в течение заданного интервала. И тогда она автоматически включает наиболее выгодный для вас 90-минутный тариф. А если вы, допустим, совершили в течение дня более 8 поездок, то система включит вам тариф еще более выгодного суточного билета. Сумма с проездного списывается не сразу, а корректируется в зависимости от количества поездок в течение дня. В Петербурге систему разрабатывает НТЦ «Измеритель», – рассказали в ведомстве.
– Вы планируете поменять нумерацию всех маршрутов в городе. Зачем?
– Не всех. На нашем сайте сейчас идет голосование на эту тему. И на сегодняшний момент 55% посетителей сайта (на тот момент – 689 человек) проголосовали за то, чтобы оставить текущую нумерацию, но изменить одинаковые номера маршрутов, проходящих по одной улице. Например, на Невском проспекте есть автобус № 22 и троллейбус № 22.
Маршруты в телефоне – по sms
– А как вообще люди узнают, куда какие маршруты идут? Схема движения поменяется, нумерация поменяется. Вот придет человек на родную остановку, а там – ни одного знакомого маршрута. Что делать-то?
– За два месяца до начала эксплуатации новой маршрутной сети на тех маршрутах, где будут происходить изменения, начнется информационная кампания. Это информирование внутри подвижного состава, флаеры на остановочных пунктах и т.п.
Скоро мы приступим к формированию базы пассажиров. Людям, позвонившим в наш колл-центр, будем задавать вопрос: хотят ли они, чтобы обо всех изменениях интересующего их маршрута приходило СМС? Если говорят «да», то включаем их в СМС-информирование. Кроме того, в рамках Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) будет создано мобильное приложение, в котором тоже можно будет посмотреть информацию о маршрутах и изменениях.
– Вы разработали программу оснащения Петербурга «умными остановками». Но «умной» – с Интернетом, зарядкой для мобильных и т.п. – будет только 131 остановка из 7037 штук. Почему нельзя оснастить все остановки хотя бы электронными табло о времени прибытия транспорта – так уже пытались делать в Петербурге?
– Все остановки распределены по пассажиропотоку. Чем большее количество людей бывает на остановке, тем больше ей нужно «умности» и других сервисов.
– Согласно программе, 1854 остановки – это просто столбики с расписанием, даже без павильонов. В Петербурге часто мокро, ветрено. Почему нельзя сделать хотя бы с крышей?
– Крытых остановок станет больше, чем сейчас. А те, что есть сегодня, заменят на новые – стенки в них будут из стекла, а не из металлической сетки.
Фирменный стиль – элемент повышения культуры
– На вашем сайте написано, что «на основании итогов голосования жителей будет выбран единый цвет окраски городского общественного транспорта». Зачем нужно перекрашивать транспорт и в какие цвета?
– Чтобы люди лучше замечали в транспортном потоке общественный транспорт. Когда желтого цвета «скорая» едет, вы же ее видите лучше? Во-первых, это пассивная безопасность. Во-вторых, фирменный стиль, являющийся одним из элементов повышения культуры.
– На ваш взгляд, город готов к реформе?
– В целом, да. Но нужно учесть, что мы не сможем сделать так, чтобы были довольны абсолютно все! Кто-то все равно останется недовольным.
– В соцсетях очень много просьб не отменять тот или иной маршрут. Кажется, что с точки зрения горожан реформа принесет больше неудобств, чем пользы.
– Каких горожан? У нас, наоборот, очень много благодарностей! Маршрутками пользуются всего 30% пассажиров. К нам поступает множество обращений от граждан с просьбами убрать маршрутки, потому что граждане с социальными проездными не могут ими воспользоваться. Льготники не могут уехать, потому что социального транспорта недостаточно, а маршруток много. Они пишут: уберите маршрутки, пустите больше социального транспорта. С июля 2020 года весь транспорт будет социальным
Елена Роткевич