Православная реклама заполнила город. На улицах и в транспорте появились плакаты с призывом: расскажи о своем храме. Горожанам предложили выбрать лучшую церковь или собор, который затем – по итогам «народного голосования» – станет православным символом Северной столицы. Похоже, Петербургская епархия решила таким образом выяснить народный рейтинг своих храмов и заодно улучшить имидж: к организации конкурса привлекли агентство по управлению репутацией. Как РПЦ будет лучший храм выбирать? – узнал «Город 812».
Вытеснение негатива из поискового топа
В конце августа Петербургская митрополия объявила народный конкурс «Храм78» по выбору православного символа Северной столицы. Для участия в проекте РПЦ заранее отобрала 78 храмов Санкт-Петербургской епархии, имеющих «важное религиозное, историческое и культурное значение и являющихся архитектурными доминантами города».
Горожанам предложили присылать рассказы, стихи, фото/видео и рисунки, посвященные храму, «наиболее близкому сердцу».
Творческие работы нужно загружать на сайт проекта. Двенадцать храмов, которые наберут наибольшее число публикаций, выйдут в финал. Во втором этапе конкурса из этих 12 храмов с помощью «народного голосования» выберут лучший, которому и присвоят звание православного символа Северной столицы.
Организаторы конкурса – Петербургская митрополия, рекламный оператор ГК «Постер» и репутационное агентство Generation brend & communication (GBC), занимающееся «управлением репутацией и лояльностью». В перечне основных видов деятельности агентства – защита от информационных атак, вытеснение негатива из поискового ТОПа, генерация инфоповодов для их продвижения в поисковый ТОП и другие услуги по созданию положительного имиджа.
«Город 812» изучил список храмов, которые Петербургская митрополия отобрала для участия в проекте. Среди них много современных, недавно построенных, – в Коломягах, в Колпине, на Гражданке. Странным образом участником проекта стал Константино-Еленинский монастырь, расположенный не в Петербурге, а в Ленинградской области в поселке Ленинское. Наверное, в РПЦ при отборе храмов руководствовались не только историко-архитектурными, но и внутренними политическими мотивами. Ктитором упомянутого монастыря является известный бизнесмен Константин Голощапов – один из основателей Русского афонского общества, в котором состоят многие влиятельные персоны Смольного.
Конкурс священников
Конкурс организован так, что любой желающий может загрузить свою работу на сайт проекта. Чем больше загрузок посвящено конкретному храму – тем выше его рейтинг. У некоторых храмов количество работ больше сотни. Примерно у трети соборов нет ни одной – или всего одна-две – публикации.
Организаторы конкурса гордятся его массовостью и масштабом – прислано уже более тысячи работ. «Город 812» повнимательнее вгляделся в участников. Оказалось, что активнее всего публикуют работы священники, монахи, сотрудники церковных и приходских пресс-служб. Например, иеромонах Лев (Чихирин), насельник Александро-Невской лавры, разместил несколько десятков фотографий, в основном на сайте Александро-Невской лавры. Протоиерей Михаил Шастин из Казанского собора опубликовал видео под названием «Народно-патриотическая». В сюжете – народный хор исполняет «День Победы» у Казанского собора.
В настоящий момент лидером по количеству публикаций является Александр-Невская лавра. На ее странице опубликовано более ста работ, и теперь из-за большого «веса» эта страница открывается еле-еле.
На втором месте – храм святителя Николая Чудотворца в Коломягах. На его странице: около ста произведений одного автора – Елены.
Возможно, при подсчете количества публикаций всех опередит Казанский собор. Его клирик протоиерей Николай Преображенский проявил смекалку: прислал на конкурс ссылки на сайт храма. По ссылкам открываются, например, афиша мероприятий, время работы, экскурсии, медиатека, а также фотолента собора, начиная с 2006 года по наши дни. Если всю эту информацию зачесть как участвующую в конкурсе, то вряд ли кому-то удастся обогнать Казанский.
Роль кошки в православной аскетике
Больше всего на конкурс присылают фотографий и стихов. Народное творчество удивляет разнообразием тем: «Роль кошки в православной аскетике», «Где мой исток. Водопроводный сток», «Спецоперация Бедокура», «Пустыня растет» и другие.
Вот, например, стихотворение на смерть Жульке. Автор Елена. В пояснении говорится, что Жулька – «храмовая собака, трагически погибла в августе 2017 г.».
Спасибо Жульке!
Седеют не только люди,
Собаки седеют тоже.
А в небе седеют камни,
А в море седеют звезды.
Не скажешь: «Наоборот – лучше».
Ты скажешь: «Да, и так – тоже…»
Улыбка в глазах не седеет,
И Бог не седеет тоже…
Наталия Шталь опубликовала паломническую заметку «про визит протоиерея Каменноостровского» на странице храма Рождества Иоанна Предтечи, что на Каменном острове. Вероятно, речь идет о реальном персонаже – настоятеле Каменностровского храма протоиерее Вадиме Буренине:
«Приехал однажды протоиерей Каменноостровский с Каменного острова, где находится резиденция митрополита Петербургского и Ладожского, в Иверию в Алавердынский кафедральный собор… и запел громогласно славе Божией… Вышел тогда монах иверийский и разнес эхом замечание..: мол, нельзя так шуметь. И появился тогда владыка Алавердынский, чья резиденция оказалась за стенами соборными, усмирил монаха и благословил протоиерея Каменноостровского и петь, и служить и так громко, как потребует того душа русская».
Автор Семикова М.В опубликовала патриотические стихи про Исаакиевский собор:
Он величаво к себе манит,
Такой таинственно красивый,
Его с детства каждый знает,
Им гордится вся Россия!..
Добрые в жизни подаст всегда знаки,
Много событий и тайн знает он,
Как же зовется он? Ну, конечно, «Исаакий»!
Повсюду мы слышим родной его звон!
«Сказ про то, как Василий Фомич умер» – многостраничное произведение, посвященное храму Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. В нем описывается подробно, как умирал некий Василий Фомич. Повесть заканчивается пессимистично: «Уже в полете он услышал затихающий Голос, полный сострадания: “Кроме вечной жизни есть и вечная смерть. Тебе туда”».
В официальном описании конкурса «Храм78» говорится, что он «направлен на повышение уровня грамотности населения в вопросах религиозного, исторического и культурного значения города Санкт-Петербурга». То есть это проект Церкви по продвижению православия.
По оценке «Города 812», пока в конкурсе приняло участие не очень большое количество горожан – от ста до двхсот человек. И это несмотря на рекламу конкурса по ТВ и в транспорте.
Всенародное голосование за будущий православный символ Петербурга состоится 18 ноября.
Елена Роткевич