Как Петербургская епархия выбирает лучший храм в городе

Православная реклама заполнила город. На улицах и в транспорте появились плакаты с призывом: расскажи о своем храме. Горожанам предложили выбрать лучшую церковь или собор, который затем – по итогам «народного голосования» – станет православным символом Северной столицы. Похоже, Петербургская епархия решила таким образом  выяснить народный рейтинг своих храмов и заодно улучшить имидж: к организации конкурса привлекли агентство по управлению репутацией. Как РПЦ будет лучший храм выбирать? – узнал «Город 812».

Вытеснение негатива из поискового топа

В конце августа Петербургская митрополия объявила народный конкурс  «Храм78» по выбору православного символа Северной столицы.  Для участия в проекте РПЦ заранее отобрала 78 храмов Санкт-Петербургской епархии, имеющих «важное религиозное, историческое и культурное значение и являющихся архитектурными доминантами города».

Горожанам предложили присылать рассказы, стихи, фото/видео и рисунки, посвященные храму, «наиболее близкому сердцу».

Творческие работы нужно загружать на сайт проекта. Двенадцать храмов, которые наберут наибольшее число публикаций, выйдут в финал. Во втором этапе конкурса из этих 12 храмов с помощью «народного голосования» выберут лучший, которому и присвоят звание православного символа Северной столицы.

Организаторы  конкурса  – Петербургская митрополия, рекламный оператор ГК «Постер» и  репутационное агентство Generation brend & communication (GBC),  занимающееся «управлением репутацией и лояльностью». В перечне основных видов  деятельности агентства – защита от информационных атак, вытеснение негатива из поискового ТОПа, генерация инфоповодов для их продвижения в поисковый ТОП и другие услуги по созданию положительного имиджа.

«Город 812» изучил  список храмов, которые Петербургская митрополия отобрала для участия в проекте. Среди них много современных, недавно построенных, – в Коломягах, в Колпине, на Гражданке. Странным образом  участником проекта стал Константино-Еленинский монастырь, расположенный не в Петербурге, а  в Ленинградской области в поселке Ленинское. Наверное,  в РПЦ при отборе храмов руководствовались  не только историко-архитектурными, но и внутренними политическими мотивами. Ктитором упомянутого монастыря является известный бизнесмен Константин Голощапов – один из основателей Русского афонского общества, в котором состоят многие влиятельные персоны Смольного.

Чесменская церковь

 

Конкурс священников

Конкурс организован так, что любой желающий может загрузить свою работу на сайт проекта. Чем больше загрузок посвящено конкретному храму – тем выше его рейтинг. У некоторых храмов количество работ  больше сотни. Примерно  у трети соборов нет ни одной – или всего одна-две – публикации.

Организаторы конкурса гордятся  его массовостью и масштабом – прислано уже более тысячи работ. «Город 812» повнимательнее вгляделся в участников. Оказалось, что  активнее всего публикуют работы священники, монахи, сотрудники церковных и приходских пресс-служб.  Например, иеромонах Лев (Чихирин), насельник Александро-Невской лавры, разместил  несколько десятков фотографий, в основном на сайте Александро-Невской лавры.  Протоиерей Михаил Шастин из Казанского собора  опубликовал видео под названием «Народно-патриотическая». В сюжете – народный хор исполняет «День Победы» у Казанского собора.

В настоящий момент лидером по количеству публикаций является Александр-Невская лавра. На ее странице опубликовано более ста работ, и теперь из-за большого «веса» эта страница открывается еле-еле.

На втором месте –  храм святителя Николая Чудотворца в Коломягах. На его странице: около ста  произведений одного автора – Елены.

Возможно, при подсчете количества публикаций всех опередит Казанский собор. Его клирик  протоиерей Николай Преображенский  проявил смекалку: прислал на конкурс ссылки на сайт храма.  По ссылкам открываются, например, афиша мероприятий,  время работы, экскурсии, медиатека, а также фотолента собора, начиная с 2006 года по наши дни. Если всю эту информацию зачесть как участвующую в конкурсе, то вряд ли кому-то удастся обогнать Казанский.

Храм Всех Святых в земле Русской просиявших

Федоровский собор

Роль кошки в православной аскетике

Больше всего на конкурс присылают фотографий и стихов. Народное творчество удивляет разнообразием тем: «Роль кошки в православной аскетике»,  «Где мой исток. Водопроводный сток», «Спецоперация Бедокура», «Пустыня растет» и другие.

Вот, например, стихотворение на смерть Жульке. Автор Елена. В пояснении говорится, что Жулька – «храмовая собака, трагически погибла в августе 2017 г.».

Спасибо Жульке!

Седеют не только люди,

Собаки седеют тоже.

А в небе седеют камни,

А в море седеют звезды.

Не скажешь: «Наоборот – лучше».

Ты скажешь: «Да, и так – тоже…»

Улыбка в глазах не седеет,

И Бог не седеет тоже…

Наталия Шталь опубликовала паломническую заметку «про визит протоиерея Каменноостровского» на странице храма Рождества  Иоанна Предтечи, что на Каменном острове.  Вероятно, речь идет о реальном персонаже – настоятеле Каменностровского храма протоиерее Вадиме Буренине:

«Приехал однажды протоиерей Каменноостровский с Каменного острова, где находится резиденция митрополита Петербургского и Ладожского, в Иверию в Алавердынский кафедральный собор… и запел громогласно славе Божией… Вышел тогда монах иверийский и разнес эхом замечание..: мол, нельзя так шуметь. И появился тогда владыка Алавердынский, чья резиденция оказалась за стенами соборными, усмирил монаха и благословил протоиерея Каменноостровского и петь, и служить и так громко, как потребует того душа русская».

Автор Семикова М.В  опубликовала патриотические стихи про Исаакиевский собор:

Он величаво к себе манит,

Такой таинственно красивый,

Его с детства каждый знает,

Им гордится вся Россия!..

Добрые в жизни подаст всегда знаки,

Много событий и тайн знает он,

Как же зовется он? Ну, конечно, «Исаакий»!

Повсюду мы слышим родной его звон!

«Сказ про то, как Василий Фомич умер» –  многостраничное произведение, посвященное храму Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте. В нем описывается подробно, как умирал некий Василий Фомич. Повесть заканчивается пессимистично: «Уже в полете он услышал затихающий Голос, полный сострадания: “Кроме вечной жизни есть и вечная смерть. Тебе туда”».

В официальном описании конкурса «Храм78» говорится, что он  «направлен на повышение уровня грамотности населения в вопросах религиозного, исторического и культурного значения города Санкт-Петербурга». То есть это проект Церкви по продвижению православия.

По оценке «Города 812», пока в конкурсе приняло участие не очень большое количество горожан – от ста до двхсот человек. И это несмотря на рекламу конкурса по ТВ и в транспорте.

Всенародное голосование за будущий православный символ Петербурга состоится  18 ноября.

Елена Роткевич