Как по маслу. Картину Маковского покажут вместе с рамой

К масленичным дням (точнее – 22 февраля) Русский музея покажет картину Константина Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (215 х 321 см) в оригинальной раме. Оба произведения – прикладного искусства (рама) и просто искусства (картина) сейчас находятся в реставрационных мастерских.

Сначала о картине. Константин Маковский изобразил гулянье в нынешнем Александровском саду в 1869 году. За что вскоре получил звание профессора живописи в Академии художеств. По легенде, Маковский нарисовал картину за 17 дней, рамы с такой скоростью не делались. Но в 1897 году «Гуляние» поступило в ней в Русский музей (в момент основания коллекции) из Гатчинского дворца. Следовательно, принадлежала Александру III, а раму можно считать родной.

В годы Великой Отечественной войны полотно на валу было эвакуировано в Пермь. По возвращении вошло в постоянную экспозицию русского искусства XIX века. В 2010 году родную раму пришлось заменить на временную. Дерево – липа находится в приличном состоянии, а вот декор рамы (он не резной деревянный, а был сделан из более дешевой, но тяжелой мастики) стал отслаиваться. По-разному в разных местах, открывая прежние реставрации (иногда с помощью гвоздей) и поновления.

По словам Ирины Весниной, заведующей отделом реставрации золоченой резьбы ГРМ, нового сусального золочения рамы не будет. То, которое осталось, расчищено.

Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи и Марат Дашкин, заведующий отделом, рассказали о том, как они работают с живописью. Причин нынешней реставрации две. Первая обычная – потемнел лак, закрыв цветовое решение Маковского. Вторая -серьезнее. Около 70 лет назад, возможно при снятии холста с вала,  он был прорван с правой стороны. С «тыла» на холст поставили заплатку, с «фасада» на поврежденное место подвели грунт и выполнили тонировку. Но несколько лет назад, тонировка стала темнеть, а грунт вместе с тонировкой – высыпаться.

И тогда было решено провести комплексную реставрацию. Снять (начиная с правой стороны) на всем полотне весь старый лак  до той толщины «как услышим шорох фактуры». Чтобы потом нанести новый. Что касается разрыва, то на его месте холст реставрируют «встык», то есть соединяя отдельные нити, наращивая их, где это необходимо. Потом будет небольшая тонировка.

В ходе снятия старого лака реставраторы обнаружили, на картине несколько персонажей, не вошедших в финальную редакцию «Гуляния». На торцевой стене павильона «Извержение Везувия» (надо думать, там крутили «живые картинки»), внизу видны изображения двух мужичков в шапках. Правее павильона, на белой палатке виднеются силуэты еще двух человек.

То ли Маковский использовал «бэушный» холст, на котором что-то прежде изображал. То ли по ходу создания картины он менял мизансцены. Когда у вас 17 дней, не до того, чтобы тщательно удалять следы прежней работы. Но неужели дотошный Александр III этого не заметил?

Вадим Шувалов