Как получишь полис, береги его, он ведь с нашим долларом цвета одного

С 1 января полис автогражданской ответственности для поездок по Европе можно будет покупать только в российских компаниях. До этого для поездки за границу наши автовладельцы пользовались болгарскими, белорусскими, польскими, латвийскими полисами. Но это было до того, как Россия вступила в соглашение «Зеленая карта».

Главная непонятность этой истории – почему отечественные полисы оказались вдвое дороже зарубежных: полис на год будет стоит на 11,7 тысячи рублей (сейчас его можно купить примерно за 6500). Полис на минимальный срок (15 дней) будет стоить 1288 рублей (сейчас обходится примерно в 650 рублей).

Новые тарифы согласованы с Минфином и для всех компаний, торгующих “зеленой картой” одинаковы. Зато, подчеркивают авторы новшества, документация по этим полисам будет составлена на русском языке, а в момент ДТП можно будет позвонить диспетчеру и проконсультироваться на русском. Если авария в Европе произойдет из-за российского водителя, потерпевшему заплатит российский страховщик, а если он этого не сделает – российское бюро “Зеленая карта”. В гарантийный фонд для этой цели уже собрано 11 миллионов евро. Наконец, грин-карта нового образца едина во всех европейских странах (раньше был выбор – “только по Скандинавии” или “по всей Европе”). А для стран бывшего СНГ даже сделаны скидки.

Итак, почему так дорого? Российский союз автостраховщиков уверяет, что эти тарифы – не завышенные, просто некоторые восточноевропейские страховщики откровенно демпинговали или просто мошенничали. “Например, некоторые компании продавали green-card только на одну или несколько стран ЕС, что противоречит требованиям самого же ЕС, – заявила член бюро “Зеленая карта” Анна Ленивкина. – Белорусский годовой полис green-card стоит 426 евро для легкового авто с территорией покрытия на все страны грин-карты. Эстонский – 735 евро, финский – 650 евро”. (Т.е. выходит, что наши тарифы еще не самые высокие: 11 тысяч рублей – это меньше 300 евро).

Сейчас грин-карты могут продавать 12 страховых компаний в России: “Альфа”, Военно-страховая компания, СК “Русский мир”, “Согласие”, Страховая группа “Спасские ворота”, ЭРГО Рус, ЖАСО, Международная страховая компания “АЙНИ”, “РГС-Столица”, “РЕСО-Гарантия”,  “ХХI век”, РОСНО. Многие из них и раньше занимались продажей грин-карт, только зарубежных. Если бы не кризис, компаний было бы больше. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, каждой компании членство в “Зеленой карте” обошлось минимум в 1,5 миллиона евро.

С 1 января зарубежные полисы в России продаваться не будут, но до 31 декабря можно оформить еще иностранную грин-карту на весь 2009 год. Слухи о том, что с 1 января она станет недействительна, не подтвердились.

Опытные люди уверяют, что и после 1 января можно приобрести экономные импортные полисы. Вопрос: насколько это законно? Путешественник Олег Колпак предложил корреспонденту “Города” внимательно изучить 32-ю статью Федерального закона “Об ОСАГО”. “Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением владельцами автотранспорта обязанностей по страхованию при въезде и при выезде из РФ в другие государства, в которых применяются международные системы страхования”. Одним словом – таможенники могут проверять наличие полиса (хотя на практике раньше этого практически никогда не случалось). Но им должно быть глубоко все равно, чья компания этот полис выписывала. На этот счет в законе нет никаких инструкций. А если таможенники заупрямятся?

– На границе можно качать права, – говорит Колпак. – Но мало кто станет спорить с таможенником, когда у вас самолет из Хельсинки через три часа?
Петербургские автомобильные юристы тоже посоветовали нам быть проще и покупать российские полисы, раз того требует закон.

Сколько будет стоить грин-карта

Для легкового автомобиля в Европу на 15 дней –  1288 рублей, на меясц – 2548 рублей, на полгода – 9364 рубля, на год – 11 705 рублей (для въезда в Беларусь, Украину, Молдову: полис на 15 дней – 440 рублей, месяц – 586, год –  2930).    
 

Нина Астафьева