Как посетители расправились с новым железнодорожным музеем
В Петербурге 1 ноября открылся самый большой в Европе железнодорожный музей. Посещение пока бесплатное, и народ ринулся смотреть на паровозы: очередь на вход растянулась примерно на полкилометра. Итог нескольких дней работы экспозиции: погнутые паровозы, оторванные ручки, сломанные симуляторы. Зато за неделю музей выполнил полугодовой план посещаемости. Что больше всего удивило в музее? – личный опыт корреспондента «Города 812».
Очередь в Музей железных дорог России оказалась длинной, но быстрой. Пускали всех – без счета, без билетов. Лишь мигали красным рамки-металлодетекторы, когда через них катился сплошной поток людей. Не заметно было, чтобы за этими рамками кто-то следил. На входе сотрудник музея пытался раздавать всем анкеты (для учета посетителей), но посетители готовы были снести и сотрудника и рамки – так им хотелось поскорее на экспозицию попасть.
Музей занимает два больших здания, соединенных переходом, плюс выставка техники под открытым небом. Навигации и информации в музее пока явно недостаточно. У многих железяк, расположенных во дворе, вообще нет табличек: то ли это подъемный кран, то ли баллистическая ракета на рельсах – не разберешь. У части экспонатов внутри здания таблички есть, но не работают, потому что электронные. «На вашем ПК возникли проблемы», – написано на них. Зато повсюду есть надписи: «Залезать на экспонаты запрещено». На них никто не обращает внимания. Дети и взрослые залезают на паровозы, открывают плохо закрытое и отрывают слабо прикрученное. Иногда появляются смотрители и охрипшими голосами пытаются согнать посетителей с экспонатов. Получается плохо. Потому что народу много, а смотрителей мало.
Музей современный, поэтому интерактивный. Но некоторые интерактивные экспонаты уже сломались. Например, не работают симулятор кабины машиниста, электронные карты и что-то еще.
– Посетители весь музей изломали! – чуть не плача пояснила девушка-смотритель в оранжевой жилетке.
Старший научный сотрудник (так на бейдже написано) присоединился к ее плачу.
– Посетители ручки везде поотрывали, паровозы погнули! Написано же: не залезать! У нас тут не двор Артиллерийского музея, где на пушки можно забираться. Там сталь бронированная, а у наших паровозов она тонкая – 2 миллиметра всего, и возраст почтенный! Паровозу 120 лет, а на него мужик весом 120 кг залез и еще ребенка с собой прихватил. Вон вмятину какую оставили! – говорил сотрудник и звал всех желающих смотреть свежую вмятину на старом паровозе.
Вдруг он жестом фокусника извлек из экспоната еловую шишку.
– Дети чего только не засунут, – мрачно констатировал он.
По личному наблюдению, дети также засовывали в экспонаты фантики, камни, одежду, детали от машинок и детали, оторванные от других экспонатов. От этого некоторые конструкции приобретали неожиданный вид.
Площадь музея составляет 57 тысяч квадратных метров, в нем 28 тысяч экспонатов. Еще там есть гардероб, буфет, сувенирный магазин и детская комната. А в очереди в туалет можно провести столько же времени, сколько в очереди в музей.
Меня больше всего поразили размеры комплекса: он огромный. При этом непонятно, что где находится, и не хватает мест, чтобы присесть и передохнуть. Запах краски и строительной химии местами еще настолько сильный, что находиться там долго сложно и, наверное, опасно для тех, у кого аллергия.
По словам директора Железнодорожного музея Николая Бурова (экс-директора Исаакиевского собора), посетителей в музей пришло больше, чем комплекс мог принять.
– Интерес у горожан возник громадный и неожиданный для нас. Поначалу это вызвало сложности. Один раз был сбой – не смогли впустить всех желающих, но уже к 5 ноября мы полностью контролировали ситуацию, – сообщил Буров.
По его словам, за неделю работы музей выполнил полугодовой план по количеству посетителей – принял примерно 25 тысяч человек. Сосчитать всех не смогли – слишком большой был поток. Так что на самом деле людей пришло еще больше.
– Культура поведения в музее пока хромает. Смертельных потерь от посетителей нет, но там, где случился слишком тесный контакт с экспозицией, кое-где произошли отказы техники. Сейчас пытаемся устранить последствия. Интерес к музею превысил все разумные пределы. Похоже, что иногда нас брали штурмом! Но я бы этому только радовался, – говорит директор.
По его словам, музей еще дооснащается, поэтому у уличных экспонатов не хватает этикетажа, отстает создание камеры хранения и гардероба, мало туалетов.
– Никакой катастрофы нет. Есть временно возникающие неудобства, – уверен Буров.
Чтобы просто пройти мимо каждого из экспонатов музея, потребуется 4,5 часа. По статистике, посетители проводят там в три раза меньше времени – всего полтора часа. Поэтому в музее надеются, что все придут к ним еще раз, и рассматривают возможность совершенствования системы приема путем введения сеансовых посещений. Но пока об этом речи не идет.
Планируется, что в 2018 году музей будет работать 6 дней в неделю и станет платным. Сейчас он открыт со среды по воскресенье.
Мария Гордякова