Нас брали штурмом

Как посетители расправились с новым железнодорожным музеем

 

 

В Петербурге 1 ноября открылся самый большой в Европе железнодорожный музей. Посещение  пока бесплатное, и народ ринулся смотреть на паровозы: очередь на вход растянулась примерно на полкилометра. Итог нескольких дней работы экспозиции: погнутые паровозы, оторванные ручки, сломанные симуляторы. Зато за неделю музей выполнил полугодовой план посещаемости. Что больше всего удивило  в музее? – личный опыт корреспондента «Города 812».

 

Посетителей пришло больше, чем музей мог принять. Потому что бесплатно.

Очередь в Музей железных дорог России  оказалась длинной, но быстрой. Пускали всех – без счета, без билетов. Лишь мигали красным рамки-металлодетекторы, когда через них катился сплошной поток  людей. Не заметно было, чтобы за этими рамками кто-то следил. На входе сотрудник музея пытался раздавать всем  анкеты (для учета посетителей), но посетители готовы были снести и сотрудника и рамки – так им хотелось поскорее на экспозицию попасть.

Музей занимает два больших здания, соединенных переходом, плюс выставка техники под открытым небом. Навигации и информации  в музее пока явно недостаточно. У многих железяк, расположенных во дворе, вообще нет табличек: то ли это подъемный кран, то ли  баллистическая ракета на рельсах – не разберешь. У части экспонатов внутри здания таблички есть, но не работают, потому что электронные. «На вашем ПК возникли проблемы», – написано на  них. Зато повсюду есть надписи: «Залезать на экспонаты запрещено». На них никто не обращает внимания. Дети и взрослые залезают на паровозы,  открывают плохо закрытое и отрывают слабо прикрученное. Иногда появляются смотрители и охрипшими голосами пытаются согнать посетителей с экспонатов. Получается плохо. Потому что народу много, а смотрителей мало.

Музей современный, поэтому интерактивный. Но некоторые интерактивные экспонаты уже сломались. Например, не работают симулятор кабины машиниста, электронные карты и что-то еще.

– Посетители весь музей изломали! – чуть не плача пояснила девушка-смотритель в оранжевой жилетке.

Старший научный сотрудник  (так на бейдже  написано)  присоединился к ее плачу.

– Посетители ручки везде поотрывали, паровозы погнули! Написано же: не залезать! У нас тут не двор Артиллерийского музея, где на пушки можно забираться. Там сталь бронированная, а у наших паровозов она тонкая – 2 миллиметра всего, и возраст почтенный! Паровозу 120 лет, а на него мужик весом 120 кг залез и еще ребенка с собой прихватил. Вон вмятину какую оставили! – говорил сотрудник и звал всех желающих смотреть свежую  вмятину на старом паровозе.

Вдруг он жестом фокусника извлек из экспоната еловую шишку.

Смотрители пытались согнать посетителей с экспонатов. Получалось плохо.

– Дети чего только не засунут, – мрачно констатировал он.

По личному наблюдению, дети также засовывали в экспонаты фантики, камни, одежду, детали от машинок и детали, оторванные от других экспонатов. От этого некоторые конструкции приобретали неожиданный вид.

Площадь музея составляет 57 тысяч квадратных метров, в нем 28 тысяч экспонатов. Еще там есть гардероб, буфет, сувенирный магазин и детская комната. А в очереди в туалет можно провести столько же времени, сколько в очереди в музей.

Меня больше всего поразили размеры комплекса: он огромный. При этом непонятно, что где находится, и не хватает мест, чтобы присесть и передохнуть. Запах краски и строительной химии местами еще настолько сильный, что находиться там долго сложно и, наверное, опасно для тех, у кого аллергия.

По словам директора Железнодорожного музея Николая Бурова (экс-директора Исаакиевского собора), посетителей в музей пришло больше, чем комплекс мог принять.

– Интерес у горожан возник громадный и неожиданный для нас. Поначалу это вызвало сложности. Один раз был сбой – не смогли впустить всех желающих, но уже к 5 ноября мы полностью контролировали ситуацию, – сообщил Буров.

По его словам, за неделю работы музей выполнил полугодовой план по количеству посетителей – принял примерно 25 тысяч человек. Сосчитать всех не смогли – слишком большой был поток. Так что на самом деле людей пришло еще больше.

– Культура поведения в музее пока хромает. Смертельных потерь от посетителей нет, но там, где случился слишком тесный контакт  с экспозицией, кое-где произошли отказы техники. Сейчас пытаемся устранить последствия. Интерес к музею превысил все разумные пределы. Похоже, что иногда нас брали штурмом! Но я бы этому только радовался, – говорит директор.

По его словам, музей еще дооснащается, поэтому у уличных экспонатов не хватает этикетажа, отстает создание камеры хранения и гардероба, мало туалетов.

– Никакой катастрофы нет. Есть временно возникающие неудобства, – уверен Буров.

Чтобы  просто пройти мимо каждого из экспонатов музея, потребуется 4,5 часа. По статистике, посетители проводят там в три раза меньше времени – всего полтора часа. Поэтому в музее надеются, что все придут к ним еще раз, и рассматривают возможность совершенствования системы приема путем введения сеансовых посещений. Но пока об этом речи не идет.

Планируется, что в 2018 году музей будет работать 6 дней в неделю и станет платным. Сейчас он открыт со среды по воскресенье.

Мария Гордякова