В субботу город вспоминал годовщину трагедии «Невского экспресса». Весь день поезда, проезжающие мимо трагического места, давали звуковой сигнал, а в 21 час 34 минуты такой же сигнал выдали все локомотивы в депо. Год, прошедший со дня теракта, – это еще и повод подвести итоги: какие меры были приняты на железной дороге, чтобы обезопасить пассажиров.
В декабре прошлого года Российские железные дороги получили специальную субсидию – миллиард рублей – для закупки видеокамер, тепловизоров и прочих устройств, позволяющих отследить на путях не только праздношатающихся людей, но даже показать, нет ли у них взрывчатки. Наступило время узнать, как были освоены эти деньги, но оказалось, что точной картины железнодорожники предоставить не могут. Вообще сложилось впечатление, что минувший год руководство Октябрьской железной дороги потратило на то, чтобы обеспечить бесперебойную работу поездов “Сапсана” и “Аллегро” (что, конечно, не менее важно), а меры по контролю “каждого метра дороги” будет принимать в будущем году.
Как сообщил зам главного ревизора по безопасности ОЖД Сергей Петров, за год удалось монтировать видеонаблюдение на восьми вокзалах, семи мостах, двух станциях, депо и парках. Установлено 1139 километров ограждений. Таким образом, защита от хулиганов налажена.
Немало средств ушло на подготовку перегона Финляндский вокзал – Бусловская, по которому будет ездить скоростной поезд “Аллегро”. Там построены полосы отчуждения, установлены камеры, а диспетчерский центр пообещал так перекроить расписание электричек, чтобы из-за появления нового поезда не страдали местные жители. Что должно обезопасить финский поезд от обкидывания камнями. По данным первого заместителя начальника транспортного управления МВД Игоря Проскурина, “Сапсан” обкидывали уже 90 раз. И что ужасно, за год он стал причиной смерти 11 человек. “Поскольку трасса “Аллегро” будет проходить в населенном районе, нужно обязательно довести до сведения местных жителей, насколько опасен этот стремительный и, главное, бесшумный поезд. Скорость у него запланирована меньше, чем у “Сапсана”, – всего 170 – 200 километров в час, но этого достаточно, чтобы затянуть под вагон человека, стоящего в двух метрах от колеи. Поскольку милицию, в том числе транспортную, сокращают, мы не можем гарантировать, что все поезда и все пути будут находиться под неусыпным контролем, – отметил Проскурин. – Но есть надежда на частные охранные предприятия. Число охранников, привлеченных ОЖД, увеличилось в два раза”.
В течение ближайших двух лет 600-километровую трассу от Москвы до Петербурга планируют оснастить 39 опорными пунктами и 8 координационными центрами, куда будет стекаться информация со всех камер наблюдения. Сейчас центр построен один – в Петербурге, а пунктов – 8, куда стекается информация со 138 камер. Известно так же, что в 2010 году на разных станциях магистрали Москва – Петербург 79 раз проводили учения для железнодорожников, милиции и спасателей.