Как скажется на туристическом бизнесе закрытие Египта

На прошлой неделе была официально прекращена отправка туристов из Петербурга в Египет. Хотя рейсы авиакомпании «Россия» продолжат полеты в Египет до 10 февраля, но только для того, чтобы забрать оттуда российских туристов (их остается там еще 33 тысячи, в т.ч. 5000 петербуржцев).

          Правда, как пояснили нам юристы, теоретически любой турист, имеющий на руках авиабилет, может прийти в аэропорт и потребовать посадки на рейс. И нет никаких официальных причин ему отказать. Впрочем, билет на руках у обладателя турпутевки – редкость, обычно их выдают в аэропорту или в фирме накануне вылета.

Какое наказание может последовать для турфирм, отправивших туристов в Египет несмотря ни на что, до сих пор непонятно. Пока им грозят штрафом. Но есть и более серьезная статья, уголовная – это оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Чтобы она сработала, нужны тяжкие последствия.

– Ни один уважающий себя туроператор не согласится на эту авантюру: отправить клиента в воюющую страну, – заявил Online812 вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев. – Между тем я сам слышу ежедневно об очередной группе туристов, которые, несмотря ни на что, отправились из Москвы на Красное море. Знаю и то, что немцы, британцы, поляки там по-прежнему отдыхают. За петербургские компании я ручаюсь: они ищут другие пути сохранить клиента и не потерять в деньгах. Поэтому нам уже начинают идти жалобы от клиентов, которые этим недовольны и все равно хотят в Египет.

По нашим данным, туристам, имеющим путевки на руках, турфирмами предлагается один из трех вариантов: перенос поездки на “после 20 марта 2011 года”, перенос поездки в другую страну (оба варианта с зачетом полной стоимости египетского тура), рассмотрение претензий по возврату денег “в установленном порядке”.

С последним вариантом возможны проблемы. Обычная схема оплаты отдыха в Египте выглядит так: турист – турагентство – туроператор  – принимающая фирма в Египте – отель. Отдельно туроператор договаривается с авиакомпаниями на организацию чартерных рейсов. Расчеты между оператором и принимающей фирмой могут производиться по одному из двух вариантов: предоплата или оплата по факту (за сезон, помесячно и т.п.). 

В договорах между агентством и оператором предусмотрен возврат денег туристу в случае его отказа от поездки. Если это происходит за две-три  недели, то штраф минимальный – несколько долларов. Если за несколько дней до вылета, то штраф может достигать половины от стоимости тура.

Но все это для обычной ситуации. Происходящее сейчас в Египте, по мнению ряда экспертов, отвечает определению “форс-мажорные обстоятельства”. В этом случае размер компенсации будет зависеть от того, как прописан форс-мажор в договоре между оператором и агентством. В некоторых случаях используется формулировка “полный возврат за вычетом расходов туроператора”.

Но – что считать расходами туроператора. Если он уже перевел деньги в охваченный беспорядками Египет, то источник рассматривает возможность возврата денег оттуда как близкую к нулю.

Если турист захочет возврата денег, то ему остается уповать на финансовую мощь туроператора, а также его желание сохранить имидж.

По словам Сергея Корнеева, коллизия “турист – оператор – АРЕ” может разрешиться тремя способами. Самый желательный – замена тура. Туристов перенаправляют в Арабские Эмираты, Израиль, Турцию (тогда тур откладывается на весну) или Шри-Ланку, Тайланд и Гоа, правда, в этих случаях могут попросить доплатить. “Все решается индивидуально, – отметил Корнеев. – Я знаю, что операторы сейчас работают в поте лица, комбинируя туры-замены. Второй способ – это просто возврат денег. В отличие от Туниса, где чрезвычайную ситуацию, она же – форс-мажор, объявили сразу, египетские власти пока не спешат с этим заявлением. Это означает, что российский туроператор, отказавшийся от уже оплаченной услуги, будет вынужден заплатить большие штрафные санкции. Третий вариант – самый неприятный, это когда клиент идет в суд. Иногда само турагентство предлагает ему обратиться с иском, который они тут же переадресуют туроператору.

Как сообщили нам в обществе защиты прав потребителей, заявлений на туристические компании пока не поступало. Правда, в частном порядке кто-то жаловался, что ему возместили 50 процентов стоимости путевки, но обида была не настолько сильна, чтоб подать в суд. Кстати, ситуация с акулой также стала причиной только одной жалобы – и ту удалось решить в досудебном порядке.

По оценке директора Санкт-Петербургского филиала ООО НТК “Интурист” Александра Мусихина, общие потери в туристической отрасли уже превысили 100 миллионов долларов. Но поскольку в России не осталось мелких туроператоров, специализирующихся только на Египте, массовых банкротств ожидать не стоит. Хотя “продуктовый портфель” наверняка изменится. Самолеты, которые использовались для полетов в Египет и Тунис, переориентируют на другие рейсы.

“Еще неизвестно, чего стоит ожидать рядовому туристу, – отмечает Сергей Корнеев. – Я оцениваю возможность удорожания остальных туров примерно в 50 процентов. Да, мы отметили уже, как вырос спрос на Грецию, подано колоссальное число заявок на предварительное бронирование. С другой стороны, если “египетские” самолеты начнут летать в Грецию и на Кипр, возникнет еще более здоровая конкуренция, чем была раньше. Потребителю это выгодно, ведь цены будут снижаться. Правда, ситуация в Египте может все осложнить – вы заметили, как подорожала нефть, как только начались волнения в Египте? Суэцкий канал оказался в проблемной зоне – и биржи сразу на это среагировали. Есть нефть будет дорожать, для страны в целом это здорово, а для туристов – плохо, потому что авиатопливо подорожает тоже.