Как судебные приставы теперь будут бороться с неплательщиками транспортного налога

Управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Петербургу вместе с Управлением Федеральной налоговой службы (ФНС) тоже по Петербургу придумали, как помочь петербуржцам, не имеющим возможности купить автомобиль по рыночной цене. Автомобили будут конфисковывать у граждан, уже имеющих автомобили, но не заплативших налог на автотранспортное средство, и продавать с аукциона, может даже, по бросовой цене, т.к. с продажи нужно выручить всего лишь 2 – 3 тыс. рублей, в размере транспортного налога.

  Цифры:  
 
В Петербурге сегодня
1 млн 91 тыс. плательщиков транспортного налога,  рассказывает Любовь Лыкова,  и.о. главы ФНС по СПб, и 1,387 млн владельцев транспортных средств
(в основном автомобилей,
но также яхт, катеров, танков, вертолетов и пр.).

Таким образом, 296 тыс. человек не платят налог на совершенно законных основаниях – это официально признанные малоимущие, герои войны и т.п. 

        Возьму свою машину на хранение

Продажа автомобиля, конечно, крайняя мера. Не потому, что жестоко, а потому, что хлопотно. А пока будет применяться менее хлопотная мера – ограничение прохождения техосмотра. Не заплатил налог на ТС, попал в соответствующую базу, пришел на ГТО, как обычно в последний день, тебя пробили по базе, и все – вызвали приставов, и техосмотр пройти нельзя, и уехать без него невозможно, потому как тормознет ГАИ на ближайшем перекрестке. А ехать-то надо! Пожалуйста, поезжай и уплати налог, вернись с квиточком и предъяви (впрочем, автомобильные правозащитники считают, что ГАИ не имеет право отказать должнику в техосмотре, а может только вызвать на место приставов. В общем, тут есть некоторые разночтения).

Правда, даже если неплательщик погасил долг, на этом его приключения не заканчиваются. Нужно, чтобы тебя убрали из базы должников. Для этого банк должен провести платеж, сведения дойти до налоговой, та послать сведения в службу судебных приставов, те, в свою очередь, вычеркивают из черного списка. На все эти операции может уйти до 5 дней, как это уже могли прочувствовать на себе те неплательщики налога, которых тормозили на границе (у них, правда, на вычеркивание из списка уходило больше времени).

– Человек знает, что у него долг, но покупает билет на Канарские острова, за час до вылета гасит долг и говорит: снимите меня с учета, – рассказывает главный судебный пристав Петербурга Владимир Гольцмер. –  А мы не можем сделать это быстро. Снятие ограничения на выезд занимает до 5 дней, все это идет через федеральный аппарат пограничной службы. Люди привыкли относиться к федеральным службам как к некому сервису, но их назначение другое. Штраф и ограничение на выезд – это, прежде всего, наказание за нарушение.

Как рассказывает Виктор Пичугин, начальник 4-го отдела петербургского управления ГИБДД, большинство автовладельцев проходят техосмотр в последние дни того месяца, когда истекает срок прежнего талончика. Поэтому возможна ситуация – техосмотр вам пройти не разрешают, а ехать на машине с просроченным техосмотром в теории тоже нельзя. Если раньше тебе за это грозил только штраф, то теперь – штраф в 200 руб. и снятие номеров. Номерные знаки передаются на хранение в районный МРЭО или хранятся в том подразделении, где их сняли, на прохождение техосмотра дается 24 часа. Не уложились – поехали дальше без номеров. Ст. 12, ч. 2 Административного кодекса – 5000 руб. штрафа или лишение прав на 1 – 3 месяца.

Не нравится? Тогда оставляйте машину на станции техосмотра. Там представитель ГИБДД вызывает службу судебных приставов. Те накладывают арест на автомобиль, а далее – оставляют за собой свободу действий. Могут увезти машину на эвакуаторе и сдать на штрафную стоянку, чтобы начал еще один счетчик капать, пока данные об уплате вами налога не дойдут наконец до их сведения. Могут отдать машину на хранение вам самим. Т.к. ехать на ней по правилам вы не можете без последствий, придется вызывать эвакуатор самостоятельно и везти авто до дома.
Вариант третий – машина передается на реализацию для погашения долга, сами судебные приставы продавать ее не могут, могут только оценить, если машина на глаз дешевле 30 тыс. рублей, или сдать на оценку профессионалам и далее  в федеральное агентство по реализации имущества.

50 машин уже находятся под арестом,  но не за то, что их владельцы не платили налог на ТС, а по другим исполнительным листам.

– После продажи гасится задолженность по исполнительному листу, расходы по реализации, оставшаяся часть может быть (т.е. может и не быть. – А. О.)  возвращена должнику, – рассказывает главный судебный пристав Петербурга Владимир Гольцмер. – Обычно задолженность не покрывает стоимости хорошо оцененной машины: подавляющее большинство должников, по нашим наблюдениям, достаточно обеспеченные люди и имеют дорогие авто.  Уже с 13 апреля мы развернули эту работу. Право на ограничение ГТО для неплательщиков транспортного налога мы имеем давно. В рамках закона об административных правонарушениях есть и другие меры – ограничение передвижения владельца по территории РФ и за ее пределы, ограничение постановки на учет ТС и снятия с учета (т.е. машину не продать. – А. О.), арест транспортного средства. Только мы не все эти меры применяли. 1,5 года назад начали задерживать неплательщиков на границе, это дало ощутимый эффект. Теперь занялись ограничением техосмотра.

        Как много девушек хороших

Как утверждают специалисты Управления Федеральной налоговой службы по Петербургу, выступившей одним из инициаторов новых репрессий к должникам, транспортный налог – существенная часть бюджета Петербурга. Так в 2008 году было начислено 4,3 млрд рублей по этой статье (налог за 2007-й, но собирается в 2008-м). Собрали из них 4 млрд. Долг по налогу за 2007 год (недобор за 2008-й) составляет на сегодня, к концу апреля 2009 года –  300 млн рублей.

Срок уплаты налога на ТС за 2008 год истекает 1 июня. Так что сейчас начинается борьба с неплательщиками налога по 2007 году.

Техническая сторона вопроса ограничения ТО уже отработана. Как рассказывает Анна Лашкова, зам. руководителя Управления ФССП по СПб, уже сейчас для большей части должников возбуждено исполнительное производство и вынесены постановления о запрете техосмотра. Их внесли в соответствующую базу ГИБДД, доступ к которой имеют судебные приставы. В случае погашения задолженности на месте, в момент техосмотра, ГИБДД будет сообщать приставам, а те вычеркнут вас из черного списка.

– Если человек на техосмотре отказывается платить, мы сразу выезжаем и накладываем арест на транспортное средство, – рассказывает Анна Лашкова.
 
Хватит ли у ФССП по СПб машин и работников для столь оперативной работы?

– Можете не беспокоиться, людей хватит, – уверяет Владимир Гольцмер.
По его прогнозам, ожидаемый эффект от ограничения ТО для должников – 80% заплатят либо не будут пользоваться своими машинами.

Может ли добрый сотрудник станции ГТО закрыть глаза на вашу задолженность на налогам и отпустить домой, если, скажем, вы девушка с ногами или мужчина, но у вас в кошельке кое-что лежит?

– При прохождении техосмотра машина пробивается по базе розыска и теперь еще по базе неплательщиков налога, распечатка на бумаге прикалывается к материалам о прохождении ТО, каждый день пачки бумаг по этим делам скрепляются скрепками, пропечатываются, хранятся 2 года на станции ТО, в течение года мы несколько раз посылаем проверочные комиссии, если машина под запретом на ТО, а ее отпустили – на виновного накладывается дисциплинарное взыскание, так что это просто нереально, – говорит Виктор Пичугин, начальник 4-го отдела Управления Госавтоинспекции ГУВД по СПб и ЛО.

– А по блату нельзя?

– По блату делается ТО нормальных машин, есть такая практика в Петербурге, не буду даже отрицать, но для машины под арестом это исключено.

– Если такое (доброе отношение к неплательщику. – А. О.) допустит сотрудник ФССП, это расценивается как должностной подлог, и наступает уголовная ответственность, – поясняет Владимир Гольцмер.

        Перемещение с затруднением

Еще одна мера борьбы с неплательщиками, которую начнут сейчас применять приставы, – запрет на передвижение внутри страны для неплательщиков – и не только на автомобиле.

 – Мы имеем право ограничивать передвижение неплательщиков, запрещая заключать с ними договор на транспортную перевозку, у нас уже есть совместные наработки по этому вопросу с Северо-Западным управлением внутренних дел на транспорте. Пока так бороться будем только с очень злостными, – рассказывает Владимир Гольцмер.

В идеале процесс будет выглядеть так: решил купить владелец автомобиля, не уплативший налог на ТС, билет на поезд, ан нет. Кассир уже пробил его по базе, вызвал СЗ УВДТ на транспорте, человека приковали к скамейке, и пусть себе не передвигается.

 На самом деле, по наблюдениям налоговой, люди не платят налоги на ТС не потому, что им денег жалко, а потому, что просто забывают: бумажка где-то завалялась  и т.п. Кстати, владельцев дорогих машин среди неплательщиков много.

– От типа машины это все-таки напрямую не зависит, – считает Татьяна Дементьева, и.о. начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС по СПб и ЛО. – Большинство не платит из-за того, что им, как они считают, некогда.

Дописывая эту статью, из чистого интереса я залез в свою сумку, чтобы просмотреть письмо, которое попало ко мне дня 3 назад, все некогда было распечатать. Письмо оказалось из налоговой.  Судя по штампу, отправлено 26 марта. Из отдела камеральных проверок. Года два назад я уже имел дело с этим отделом. Люди оказались просто замечательные. Прислали письмо с предложением уплатить налог сразу за две машины – за мою и еще за одну, которую я в глаза не видел. Позвонил. Даже ничего доказывать не пришлось. Нет у вас такой машины? Ну и ладно, не платите.

На этот раз просят уплатить всего один налог всего за одну машину – 1800 рублей, срок – до 1 июня 2009-го. Начинаю думать – если я это сделаю прямо сейчас, заплачу намного больше, чем в июне, за оставшиеся 2,5 месяца рубль еще может обесцениться. С другой стороны, если не заплачу сейчас – высока вероятность, что бумажка затеряется. Думаю – что сделать. Наверное, заплачу. Уж больно люди хорошие.