Как устроенные горожанами клумбы ликвидируют по жалобам анонимов

В Невском районе сотрудники Жилкомсервиса разгромили придомовой цветник, возведенный самими жителями. Поводом стала анонимная жалоба на портал «Наш Петербург» от человека, который, как установили местные жители, никогда в этом доме не жил. Энтузиастов, ухаживающих за своим двором и газоном, становится все больше, и всех их, естественно, занимает вопрос: могут ли и их двор подвергнуть такой экзекуции?

Цветник на Крыленко представлял собой клумбы, обрамленные песчаными и плиточными дорожками и каменной обкладкой. В жалобе это называлось «посторонними предметами на газоне». Жалобщику сначала Жилкомсервис стандартно ответил, что по адресной программе облагораживание этого двора не может быть проведено раньше 2020 года, но потом все быстро изменилось: оперативно пригнали бригаду и вывезли с газона весь камень и песок. Остались от клумбы чахлые ростки зелени в окружении пыльного грунта. При этом на фотографиях, которыми жалобщик проиллюстрировал свое недовольство, не было ничего, что оскорбляло бы чьи-то эстетические чувства: до «зачистки» газон выглядел куда презентабельнее, чем после.

Автор жалобы остается анонимным (известно только имя – Вячеслав Д.) и продолжает строчить по 30 жалоб в день – мог бы, наверное, и больше, но такой максимум установили модераторы портала «Наш Петербург». А местный Жилкомсервис продолжает с ними разбираться.

Одна из последних жалоб, отправленная 10 сентября: зелень на придомовом пятачке огорожена палками с натянутой леской – так жители дома по улице Шотмана имитировали ограждение. Активный гражданин требует «убрать мусор с газона». В соседнем дворе клумбы высажены в старых покрышках – это тоже, по его версии, мусор.

Гнев жильцов обрушился сначала на анонимного жалобщика, потом на модераторов портала (он курируется Комитетом по информатизации и связи Смольного). Затем – собственно на Жилкомсервис. Всех занимал вопрос: почему никто не проверяет адекватность жалоб и их авторов? Ведь придраться можно практически к любому ухоженному газону: с деревянными скульптурками, самодельными вазонами и клумбами.

«Из полезного портала сделали палку для битья, – говорит пресс-секретарь Жилищного комитета Тамара Панченко. – Никто уже не спорит, что в этом случае сотрудники ЖКС подошли к делу формально, не спросили жильцов. Конечно, если б в доме было ТСЖ, к которому относилась бы вся придомовая территория, на жалобщика никто не обратил бы внимания. Но обычно двор представляет собой лоскутное одеяло: один квадратный метр может принадлежать дому и, соответственно, жильцам, соседний – уже муниципальному образованию или району. А это значит, что энтузиасты разбили цветник на чужой земле и управляющая компания может  его убрать, даже не дожидаясь жалоб. А что ей еще делать, если отработка жалоб находится на контроле? Мало просто устранить проблему, надо еще сделать это оперативно, потому что если все время отвечать отписками про адресную программу и 2020 год, Жилкомсервис ждет объяснение с комитетом. А жалобы на портал поступают разные. Модератор отсекает те, что не имеют отношения к Жилищному комитету,   и переадресовывает их, например, в Фонд капремонта. Но на то, чтобы отделить адекватное от сомнительного, ресурсов уже не хватает. У нас есть еще неудовлетворенные жалобы, полученные в 2016–2017 годах, где указано на настоящие проблемы, а приходится тратить время и силы на цветники».

Газон на Крыленко до и после жалобы

Жилищный комитет регулярно составляет рейтинг районов, опираясь на количество жалоб, отсылаемых жителями на портал «Наш Петербург».  Показатель выводится так: число жалоб делят на общее число граждан, зарегистрированных в районе. Рейтинг учитывает не только количество проблем, но и оперативность жилищников. Если какое-нибудь поваленное дерево уберут сразу – на него успеет пожаловаться только один человек, а если через неделю – жалоб будет больше. Рейтинг считает именно жалобы, а не собственно недочеты.

Самым благополучным оказался Приморский район, на втором месте Выборгский. В нижней части списка три центральных района и Невский с Кировским. При этом, если посчитать только количество жалоб, без привязки к демографии, то Невский выглядит зоной тотального бедствия: 5391 сигнал о нарушениях – за один только август. В Кировском и Центральном по 3,5 тысячи жалоб. В малонаселенном Кронштадте – двести.

«Город 812» поговорил с Анатолием Кириенко, главой Жилкомсервиса № 1 Невского района, который и ликвидировал цветник на улице Крыленко. Кириенко сказал, что вывоз «мусора» с цветника – дело несложное, поэтому и решили откликнуться на эту жалобу, оставив в стороне сотни других. И добавил, что его никто не уполномочил решать, адекватна жалоба или нет.

– Есть, конечно, претензии к  порталу «Наш Петербург», – говорит Кириенко. – Во-первых, мы не любим анонимные обращения. Есть у тебя жалобы – так оставь свои координаты, чтоб мы могли с тобой связаться и уточнить, все ли правильно поняли. Во-вторых, само отсутствие возможности обратной связи. По-хорошему мы должны иметь возможность выйти на диалог с автором, да еще в присутствии жильцов. И только после того как получим их согласие – вмешиваться.

Подлил масла в огонь ландшафтный дизайнер Владимир Верховых, который заявил, что, согласно 130 статье Гражданского кодекса, деревья больше не считаются недвижимым имуществом. Следовательно, их тоже можно признать мусором. И любой активист может отправлять жалобы на городской портал,  просто фотографируя растительность в городе и посылая снимки с пометкой: «Возможно, несанкционированно высаженное дерево».

Вячеслав Д. в рейтинге активных жалобщиков сейчас занимает второе место. Первое – у Сергея Н., который специализируется по вывескам: фиксирует все подряд и запрашивает Комитет по печати, законно их разместили или нет. Довольно часто ему отвечают, что законно.

Что делать с придомовым садиком, если хочется уберечь его от законного разорения, пояснил депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский:

– Хорошо если в доме оформлено ТСЖ, в том числе на придомовую территорию. Если нет, то надо нанести упреждающий удар – договориться с Жилкомсервисом, чтобы они выдали бумагу: цветник согласован, возражений против него не имеется. Далее – чья бы ни была земля, возражений не последует. Муниципальные депутаты, как правило, такими мелочами не озабочены. Кстати, жаль. Лучше, если бы такими вопросами как реагирование на жалобы занимались бы именно муниципалы. Жилкомсервисы не зависят от мнения граждан, их никто не избирает, в отличие от депутатов. Кстати, как депутат я скажу «нет» анонимным обращениям. Я каждый день получаю ворох жалоб, но работаю только по тем, где с заявителем можно связаться.

Нина Астафьева

 

Всего на портале «Наш Петербург» зарегистрировано более миллиона жалоб, и 997 тысяч, по данным Комитета по информатизации и связи, уже разобрано. На первом месте по жалобам – плохая уборка подъездов (33 тысячи сигналов за три года). На втором – незаконная реклама (21 тысяча). Плохое состояние подъезда, мусор во дворе – по 20 тысяч, отсутствие горячей воды – 17 тысяч, плохое отопление и неисправный лифт – по 16. Замыкают топ граффити на стенах и отсутствие холодной воды. То есть в целом портал используется для решения реальных, а не надуманных проблем.Наиболее оперативно жилищники реагируют на следующие жалобы: неочищенные урны, неубранный подъезд, засор мусоропровода или переполненные пухто, открытые люки, неисправные лифты, разбитые стекла в подъездах или сваленные там вещи.

Рекордсмены по жалобам этого месяца – Сергей Н. и Вячеслав Д. – подают по семьсот обращений в месяц. А абсолютный лидер – это некий Петр Г., который за три года составил  больше 13 тысяч жалоб. Зарегистрироваться на сайте можно под любым именем. Помощница Вишневского Дарья Васильева убедилась в этом, заведя фейковый аккаунт на имя Фемистоклюса Козлова.