Как в Петербурге появились первые трамваи

Санкт-Петербург долгое время удерживал за собой звание города с самой развитой трамвайной сетью, и только относительно недавно уступил его Мельбурну. История петербургских трамваев началась еще в XIX, но первый уличный поезд прокатился по городу в 1907 году. Со дня запуска трамвайного сообщения до наших дней дошло несколько ФОТОграфий.

Первый оригинальный трамвай жителям города показал инженер Федор Пироцкий 22 августа 1880 года. На углу Дегтярной и Болотной улиц он, на глазах у изумленных горожан, привел в движение вагон конки, оборудованный электродвигателем. Электричество подавалось через рельсы.      

Однако новинке обрадовались далеко не все. Больше всего это огорчило владельцев конок, которые начали препятствовать появлению трамваев. Дело в том, что они имели договор с городом, по которому им в аренду сдавалась земля всех центральных улиц. Городская власть не имела права вводить новые виды тяги на существующих или вновь прокладываемых линиях. Попытки выкупить эти линии привели к судебным разбирательствам, длившимся 6 лет. Не в последнюю очередь конфликт поспособствовал тому, что в 1885 году в Санкт-Петербурге появились “ледовые” трамваи, на которых зимой можно было переправляться через Неву. Спор разрешился только благодаря тому, что истек предусмотренный контрактом 15-летний срок, и с 1902 года “вся сеть конно-железных дорог общества со всем подвижным составом, т.е. со всякого рода вагонами, лошадьми, конской сбруей, кучерским и кондукторским платьем, а равно все относящиеся к предприятию земли с возведёнными на них домами, сараями, конюшнями, конно-железными парками и со всей материальной частью” перешли к городу.      

К 1904 году инженеры составили проект будущего трамвайного сообщения, и в 1905 году приступили к его осуществлению. Среди разработчиков проекта были инженер Генрих Графтио и Яков Гаккель. Для начала было необходимо построить 195 верст трамвайных путей и 800 вагонов. Проектировщики новой транспортной сети столкнулись с множеством проблем, а городская планировка в разных районах настолько отличалась, что создать сеть, аналогичную другим городам, не удалось. Поэтому разработчиками было принято решение организовать движение трамвая по диаметрально-кольцевой системе: 24 маршрута должны были связать разные районы города.      

Генеральным подрядчиком по вагонам стало американское электротехническое общество “Вестингауз”. В результате 190 вагонов было закуплено в Англии у фирмы “Бреш”, а еще 195 заказано у Мытищинского и Коломенского заводов. Путиловский завод занимался переоборудованием вагонов конки под новые нужды.
Вагоны “Бреш” представляли собой девятиметровые полуоткрытые площадки, вдоль стен которых располагались скамейки, на которых могли сидеть по 12 человек. Внутри вагон разделялся на неравные части для пассажиров разного класса. Билет в первый класс стоил 5 копеек, во второй – 3 копейки. К сентябрю 1907 года в распоряжении Управления было уже 17 вагоновожатых и три трамвайных парка (Василеостровский, Московский и Петербургский). Принимающая комиссия заключила, что транспорт можно запускать.      

Торжественное открытие петербургского трамвайного движения состоялось 29 сентября 1907 года. Корреспондент газеты газеты “Петербургский листок” описывал события того дня: “На тротуарах Адмиралтейского проспекта, против Александровского сада масса публики. Тут же на путях в два ряда десять новеньких, с иголочки, трамвайных моторо-вагонов. Проспект усыпан песком. Всюду необыкновенная чистота. Вагоновожатые в новеньких блестящих тужурках… В Александровском саду, позади фонтана, на поляне большой круглый шатёр, устланный внутри и снаружи лавровыми, розовыми и другими растениями. Здесь в ожидании гостей собралось духовенство Казанского собора”.      

В 9.30 началось богослужение, и священники окропили вагоны святой водой. После чего начался праздник – гости пили шампанское и произносили тосты. Первый трамвай отправился по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В первом вагоне ехал городской голова Н.А. Резцов, градоначальник генерал-майор Д.В. Драчевский, председатель трамвайной комиссии А.М. Соков, главный инженер И.Р. Стецевич, на скамейках сидели члены Городской думы. Во втором вагоне путешествие совершали инженеры и представители генерального подрядчика, в третий вагон пустили журналистов. Первый рейс длился всего 7 минут. Горожане сопровождали трамвай на всем пути.      

Но для полноценной работы требовалось решить еще одну проблему – разработать правила дорожного движения с учетом его нового участника. У трамваев появилось собственное расписание – движение начиналось в 7.30 и заканчивалось в 23 часа. Чтобы в вагоне не создавалась давка, кондуктор мог посадить на конечной остановке не более 34 человек. Общественным транспортом нельзя было пользоваться лицам в нетрезвом состоянии и в грязной одежде. Вагоновожатым (которых набирали из кучеров) было предписано не лихачить и подчиняться требованиям городовых. Кстати, только за 3 месяца 1907 года на городских электрических дорогах произошло 26 несчастных случаев, а в 1908 году их число достигло 261.
Горожане охотно пользовались трамваем, и год от года он набирал все большую популярность. Уже через год после запуска он ежедневно перевозил 230 тыс. пассажиров на 9 маршрутах.