Как в Петербурге учат на кинематографистов

Факультет экранных искусств появился в Университете кино и телевидения в 1992 году. До тех пор в Петербурге не было вуза, в котором готовили бы специалистов в области кинематографа. Сейчас факультет выпускает режиссеров кино, телевидения, анимации, компьютерной графики и мультимедиапрограмм, сценаристов, операторов, телерепортеров, звуковиков и киноведов.

               Только дневное отделение ежегодно поставляет свыше ста выпускников. С деканом факультета экранных искусств Константином Ершовым мы поговорили о том, какие специальности оказываются самыми востребованными у современных студентов и куда идут новые специалисты после окончания университета.
– Наш факультет был создан по инициативе “Ленфильма”. Тогда еще директором студии был Александр Голутва. Он сказал, что Университету кино и телевидения надо браться за подготовку творческих специальностей.

– Это была попытка создать мини ВГИК?
– Он так это и назвал. И я был деканом факультета с самого начала. Девятнадцатый год уже работаю.

– И как студенты изменились за это время?
– Мы каждый раз на вступительных экзаменах отмечаем, что они мало читают. А у нас же помимо экзаменов по музыке, актерскому мастерству, фотографии, есть еще и общеобразовательные, помогающие нам определить общий культурный уровень человека. Все-таки важно, чтобы человек знал, кто такой Достоевский.

– Есть такие, кто не знает?
– Достоевского знают, конечно. Но у нас по университету уже ходит что-то вроде анекдота про студента, которого на экзамене пытали, кто же автор коней на Аничковом мосту. Парень думал-думал, а потом обрадовался – Церетели.

– А знания по кино у абитуриентов есть?
– Тоже в меньшей степени. Они не всегда хорошо разбираются даже в своей сфере. Скажем, на вступительных по звукорежиссуре задаются вопросы по Чайковскому, Мусоргскому – и человек не знает, что отвечать. С творчеством Димы Билана они поголовно знакомы, а Чайковский для них почти что нафталин. К истории кино это тоже относится. Но тем, кто к нам поступил, приходится меняться. По крайней мере, два года они изучают литературу – русскую и зарубежную. Есть курс лекций по изобразительным искусствам. Причем наши преподаватели работают в Эрмитаже и Русском музее, и часть занятий проходит там. История кино длится четыре семестра, а киноведы и вовсе все пять лет ее изучают. Конечно, все это повышает общеобразовательный уровень студентов.

– Можно ли сказать, что вы руководите самым популярным факультетом в университете?
– Одним из самых популярных. Потому что есть факультет массовых коммуникаций, набирающий, в частности, на PR. Туда идут толпы, это самый большой наш конкурент. Потом большим спросом пользуется кафедра рекламы. И это тоже ведь интересная профессия, творческая.

– На вашем факультете не учат снимать рекламу?
– Нет. И, возможно, наши студенты будут так или иначе принимать участие в проектах рекламщиков. Там ведь не учат звукорежиссуре, например. Это уже обязанности нашего факультета. Еще очень большой популярностью вдруг начала пользоваться специальность “государственное и муниципальное управление”. Там готовят чиновников. И народ пошел учиться – у чиновников же зарплаты высокие, пенсии хорошие. У нас, кстати, на факультете самое востребованное отделение – режиссура игрового кино. Все хотят быть режиссерами. Все знают Михалкова, Рязанова. Думаю, их слава и привлекает молодежь. Хотя есть масса режиссеров, которых никто не знает. Но студенты на это не обращают внимания, они видят только известность. У нас недавно была встреча с актером Дмитрием Певцовым. Девочек в аудиторию набилось!..

– А есть ли у вас непопулярные специальности?
– Меньше всего народу идет на киноведение. Абитуриенты либо плохо понимают, что это, либо боятся массива теоретических знаний, который им придется осваивать. Киноведы ведь к анализу кино должны подходить научно.

– У вас читают лекции известные режиссеры?
– Конечно. Режиссуру сейчас ведет Константин Лопушанский – лауреат Государственной премии, народный артист. Сергей Овчаров преподает. Сейчас к нам вернулся Игорь Масленников. Тоже мастерскую организует.

– С кем вам, как декану, проще работать – со знаменитыми преподавателями или с теми, чьи имена широкой публике и вашим студентам мало что скажут?
– Знаменитые режиссеры далеко не всегда хорошо преподают, в то время как менее известные бывают очень хорошими учителями. Нам, конечно, удобнее, чтоб были люди попроще. Чтоб они не отказывались от курса посреди учебного года, потому что затеяли съемки.

– Только дневное отделение вашего факультета выпускает не меньше ста человек в год. Куда они все деваются, почему такая жуткая нехватка кадров?
– Конечно, все мечтают о талантливых. Но не хватает простых ремесленников. В кино сейчас плохо очень. И фильмов мало снимают, и телевидение, бурно развивающееся, забирает все и всех. Уже сейчас столько каналов существует – и все их надо чем-то заполнять. Это, конечно, является основанием говорить студентам, что они будут трудоустроены. Но вот насколько все они станут известными и будут ли вообще заниматься своей профессией, никто заранее не скажет. У нас преподавал режиссер Леонид Менакер. Он любил говорить: “Мы учим ремеслу. А наличие искры божьей  от нас не зависит”. Мы не можем научить студентов снимать гениальное кино. Наша задача – просто научить их режиссуре

– И режиссеры, и продюсеры в последнее время жалуются на то, что в кинематографе не хватает нормальных, крепких сценаристов. С чем это связано?
– Сценарный голод давно начался. Есть такое мнение, что все сюжеты уже были. Потому что жанров не так много.

– Но ведь нот тоже всего семь. А оригинальная музыка все равно появляется. В Голливуде же умудряются снимать фильмы с какими-то свежими сюжетами.
– Голливуд – это идеал, образец. Там потрясающе построена и выверена вся эта система. Если говорить о сценаристах, то там дело доходит ну не до абсурда, конечно, но то, как они пишут сценарии, для нас странно. Там огромное количество специализаций среди сценаристов. Один отвечает за диалоги, другой строит сюжет, третий умеет шутить удачно. И так далее. Они знают, как организовать это сотрудничество, и потому добиваются успеха.

– А у нас до сих пор учат сценаристов-одиночек?
– Да. Но сама специальность “драматургия” у нас появилась не так давно. Поэтому еще не очень много народу выпустилось. Но у меня есть все основания думать, что наши выпускники будут хорошими сценаристами, поскольку курс им читает наш классик Юрий Клепиков.

– Вообще ваши выпускники успешны?
– Я могу назвать несколько фамилий тех, кто уже стал известным, заметным. Андрей Кравчук, который снял “Адмирала” и “Итальянца”. Артем Антонов  – режиссер “Полумглы” и короткометражки “Столичный скорый”. Его даже номинировали на студенческого “Оскара” в Америке. Антон Сиверс, снявший “Охоту на золушку” и один из сезонов “Каменской”, тоже наш выпускник.

– Вы обучаете иностранных студентов?
– Конечно. И на нашем факультете режиссуре обучался даже один американец. Хотя больше всего у нас учится студентов из Китая, Сирии, Алжира, пара человек было из Афганистана.

– То есть наша киношкола котируется?
– Во всяком случае, как-то они о нас узнают и приезжают учиться. На всех факультетах у нас учится порядка 150 иностранцев. Большая их часть – на факультете экранных искусств.

– Я знаю, что вы обучаете и будущих телерепортеров. Конкурируете с журфаком?
– Ой, здесь такая история запутанная! С этой специальностью у нас много сложностей. Несколько лет назад мы начали набор на журналистику. Но на общую мы не замахивались – на телевизионную только. Чтобы начать обучение, нужно получить лицензию. А есть такие организации – УМО (учебно-методические объединения), курирующие вузы, где готовят людей по определенным специальностям. И в Петербурге от УМО журналистику курировала Марина Шишкина, бывший декан журфака. Когда мы затеяли всю эту историю с телерепортерами, журналистов уже готовили и у Запесоцкого, и в Невском университете. Мы поехали к Шишкиной, решив, что мы ничем не хуже и свою аккредитацию в УМО получим быстро. Но она нам отказала, сообщив, что квалифицированных журналистов может готовить только большой университет. И мы уехали ни с чем. Через какое-то время она и ректора отфутболила. Ни у кого не получилось добиться от нее согласия. Лишь недавно была придумана специальность “кинотелерепортер”, которая и получила одобрение.

– В чем отличие вашего факультета от ВГИКа и высших режиссерских курсов?
– В стране есть всего два вуза, которые готовят киноспециалистов с подачи Министерства культуры – ВГИК и наш университет. Высшие курсы – это немножко другое. Там ускоренное обучение, и вообще, это не бюджетный вуз. Сейчас вся образовательная система построена на государственных стандартах, ГОСах. И эти ГОСы есть по всем специальностям. В частности, по режиссуре кино и телевидения. Там все нормируется – перечень предметов, объем их изучения, содержание. Даже практика регламентируется. Поэтому не важно, куда поступил человек. Он все равно учится по одним и тем же стандартам. Поэтому сильно от ВГИКа мы не отличаемся. Разве что преподавательским составом.

– При приеме на ваш факультет результаты ЕГЭ учитываются?
– К счастью, творческим вузам на ЕГЭ наплевать. Мы его принимаем, естественно. Но оцениваем студентов не по его результатам, а по баллам, полученным за наши вступительные экзамены. За счет этого мы нормально живем.