Человеческий голос – сложный инструмент, который нужно настраивать подобно тому, как настройщик роялей «колдует» над пианино. Именно голос играет важнейшую роль в формировании образа человека в глазах собеседника. Неприятие окружающих, недоверие, даже ненависть – вот те беды, которые могут выпасть на долю обладателя неприятного, отталкивающего тембра. Мы попросили рассказать о тонкостях работы с голосом психолингвиста Анну Чайку.
– К своему голосу все мы привыкли, давно уже принимая его как данность. Но какую роль голос реально играет в жизни человека?
– Одну из основных. Как считают психологи, мнение собеседника о нас формируется в течение первых 30 секунд после начала разговора по двум признакам: сначала визуально и потом через голос. Причем это происходит подсознательно. И только затем уже включается голова, начинается анализ полученной информации. Если с вашим голосом что-то не так, то и воспринимать вас будут искаженно. Ведь внешность можно завуалировать, а вот с голосом такой номер не пройдет. Если при великолепной внешности у вас голос, который физиологически действует на человека плохо, то вы неизбежно произведете отрицательное впечатление.
– Где берет начало человеческий голос и что больше всего влияет на него?
– Вопреки расхожему заблуждению голос рождается не в голосовых связках, а в бронхиальной системе. Это было доказано еще в начале XIX века, когда во время Отечественной войны 1812 года врачи на поле боя провели серию экспериментов. Они продували мехами воздух через бронхи убитых солдат и получали трубный звук. Что доказывает: звук рождается именно в бронхиальной системе от движения воздуха. А вот связки отвечают за индивидуальность тембральной окраски голоса и за его интонирование. Уже в XX веке провели другое исследование. Проверили состояние мышц в горле у музыкантов симфонического оркестра перед их выступлением. Они были обычного цвета и размера. А после окончания концерта оказалось, что мышцы красные и натруженные, как будто музыканты пели, хотя они молчали и просто играли. Стало понятно, что основную роль в формировании голоса играют мышцы горла. Их мы задействуем и когда сопереживаем другому человеку или восторгаемся прекрасным. На нервной почве именно эти мышцы реагируют на волнение. Это связано с нервной системой. Когда человек волнуется – он теряет голос, это всем известно. Знакомо всем и выражение “ком в горле”, когда перехватывает что-то – от умиления, от сострадания. Кстати, по восточной философии, именно в горле находится энергетический центр коммуникации человека с другим миром.
– Каким образом эти мышцы влияют на голос?
– Они как врата между трахеей и горлом. Они напрягаются и перекрывают горло. У 95 процентов людей их естественный голос ниже на несколько тонов, чем мы слышим в реальности. Когда ребенка начинают активно воспитывать, ругать, журить, запрещать и так далее, он начинает испытывать определенный стресс. Из-за этого мышцы начинают сдавливать горло, звук становится более высоким. В течение всей жизни мы постоянно испытываем стрессы, и мышцы закрываются все сильнее. Именно поэтому у пожилых людей в основном дребезжащий голос.
– Что же нужно делать, чтобы мышцы расслабились, снова вернулись в исходное состояние?
– Это одновременно и просто, и сложно. Люди во всем мире делают всего три вещи с голосом одинаково: они одинаково стонут, баюкают детей и зевают. Вот когда мы зеваем, мы и открываем горло, снимаем спазм мышц. Кадык опускается примерно на 1 сантиметр ниже, чем он есть на самом деле. Нужно поймать это ощущение зевка, раскрыть горло и усилием воли его удерживать. Это снимет напряженность мышц. Если регулярно делать так каждый день по несколько минут, то через месяц у вас голос станет на тон ниже.
– А как насчет фальцета? Можно ли сказать, что люди, говорящие фальцетом, больше других страдали в жизни, испытывали больший стресс, раз у них мышцы сжались до такого состояния?
– Возможно, это врожденное свойство – просто трахея узкая, с этим уже ничего нельзя поделать. Но такое бывает достаточно редко. В основном высокий неприятный голос формируется у человека из-за того, что мышцы закрылись. Причина кроется в психическом состоянии такого человека. У людей с такими голосами есть определенные проблемы с психикой. Они очень закомплексованы, не могут справляться с реалиями жизни, накапливают негатив в себе. Это искажает их коммуникацию с миром. Как следствие – собеседники этого человека чувствуют напряжение. Такой голос воспринимается ими как сигнал тревоги. Собеседник не хочет отрицательных эмоций и отстраняется. Не хочет видеть и слышать этого человека. Это происходит подсознательно – вроде все нормально, но тебе совершенно не хочется общаться с таким человеком, он напрягает тебя. А сами обладатели такого тембра недоумевают: в чем же дело? Почему со мной никто не хочет общаться? Даже если кто-то вынужден слушать обладателя такого голоса (например, учителя), то, по статистике, информация, исходящая от него, на 90 процентов отторгается слушателем.
– Можно ли сделать обратный вывод: если у человека низкий голос, то у него все в порядке с душевным здоровьем и минимум комплексов?
– Далеко не всегда. Голос может быть низким, но быть закрепощенным, отдающим металлом. Общаться с таким человеком тоже удовольствие ниже среднего. А вот если голос звучит легко, приятно, раскрепощенно, значит, у его обладателя минимальное количество комплексов. Это влияет и на его собеседника. Когда человек говорит расслабленно, свободно, то тогда и его партнер ловит свободу, у него тоже расслабляются эти мышцы. Это как закон двух одинаково настроенных камертонов. Ведь у каждого человека внутри своеобразный “датчик подстройки”, и мы подсознательно подстраиваемся под собеседника. Самое главное – не какой голос, а как он звучит. Физиологически расслабленный, раскрепощенный голос звучит бархатно и глубоко.
– Многие советуют пить сырые яйца. Это действительно помогает?
– Сырое яйцо – это, скорее, атрибут оперных певцов. Но и обычному человеку оно помогает. Яйцо жирное, оно смазывает мышцы, расслабляет их. Еще на них хорошо влияет коньяк. В умеренных дозах, конечно.
– Если человеку не нравится тембр своего голоса, как он может его изменить?
– Самое главное – улучшить свое психологическое состояние. Второй момент – нужно обязательно слушать классическую музыку. Обычно я рекомендую Моцарта и Баха, музыка которых наиболее гармонична. После ее прослушивания начнется “эффект подстройки камертона”, и вы войдете в некое гармоничное состояние, что поможет улучшить голос. Можно слушать звуки природы (пение птиц, журчание воды), потому что в них изначально заложена природная гармония. А вот современная музыка – это катастрофа. Особенно если ее громко слушать. Дотроньтесь до улитки – она тут же сожмется в своей раковине. Также и внутри нас все сжимается – такая музыка пагубно на нас сказывается.
– А какой он – идеальный голос?
– Он низкий, глубокий, бархатный. Речь текучая, не гавкающая, не прерывистая, с хорошими интонациями. Голос должен быть незашоренным, естественным. А если обладатель такого тембра еще и правильно расставляет в речи смысловые акценты, то вот он – заветный идеал!
Обладатели самых необычных голосов, которые, тем не менее, стали знаменитостями:
Витас (фальцет)
Александр Иванов (хриплый тенор)
Виктор Салтыков (фальцет)
Демис Русос (фальцет)
Шер (слишком низкий для женщины)
Бьорк (слишком крикливый и звонкий)