Как владельцу мобильного телефона не стать жертвой сети 3G

Назойливые звонки на мобильный давно терзали мое сердце, не оставляя пространства для личной жизни. Подмога пришла с неожиданной стороны: операторы сотовой связи и производители телефонов разработали технологии, которые решительно снижают частоту звонков. Как выяснилось, это не только моя радость: многие петербуржцы сейчас не получают входящих, хотя находятся в зоне уверенного приема. Надолго ли счастье?

        Эмигрант поневоле

В мою жизнь это явление вошло около 3 месяцев тому назад. Потеряв свой видавший виды, но прекрасно ртавший телефон Siemens C65, я стал  пользоваться Sony Ericsson K550I, установив на нем sim-карту “МегаФона” с прежним номером, выданную взамен утраченной. До этого Sony Ericsson K550I использовался как дополнительный рабочий телефон. На нем стояла карта “Теле2” и нормально работала.  С новой  “симкой” “МегаФона” сразу начались проблемы. Точнее, это поначалу они воспринимались как проблемы,  а потом я понял прелесть ситуации.
Телефон перестал работать на прием, но не насовсем, а иногда. “Сонька” приобрела чисто человеческие черты, я бы даже сказал – чисто женские. Хочет – принимает, хочет – не принимает с совершенно непредсказуемой периодичностью. Настроение “Соньки” менялось по десять раз на дню.  Иной раз по 2 – 3 часа подряд нос от входящих воротит, наплевав на то, что мы с ней в зоне приема сигнала, о чем свидетельствует ее зелененький индикатор. Люди перестали дозваниваться мне. Телефон отвечал “Абонент недоступен”, хотя на самом деле доступнее некуда.

Первая версия, которая пришла в голову, – инженерам, ценой непомерных усилий, удалось-таки разработать очеловеченные мобильные телефоны. До того очеловеченные, что даже с характером. Помните, как это с компьютерами было – поначалу приходилось вводить сложные команды путем нажатия сложных комбинаций из клавиш. А потом компьютер стал писать на экране “Привет, вы все еще уверены, что хотите работать (стереть файл, выти из сети и т.п.)?”. Обрадованный догадкой, я позвонил в сервисный центр “МегаФона”. Там не поняли моего восторга и стали объяснять, как приручить телефон, вышедший из-под контроля.

Поначалу советы сводились к тривиальным: “выключите и снова включите телефон”, “вставьте эту сим-карту в другой телефон” (как будто у меня в кармане непременно должен быть второй мобильник). Иногда это помогало. Сотрудники call-центра звонили мне. Контрольный звонок принимался. Все в порядке. Но через час-другой телефон снова переставал принимать.

Я стал наблюдать за поведением Соньки Эриксовны, пытаясь проникнуть в сущность ее психологии, и заметил некоторые закономерности. Например, телефон довольно часто не принимает с утра. Но если сам кому-то позвонишь, Сонька оживает. Я стал делать с ней зарядку ежедневно. Помогало, но не всегда. Меня это не смущало – в конце концов, с Сонькой мы были вместе только второй месяц. Смущало звонящих. Люди перестали находить меня на улицах, потому что не могли уточнить место встречи. Партнеры по проектам сходили с ума, потому что я оказывался вне зоны доступа в самый неподходящий момент. И т.д. и т.п. Я начал понимать, как много значит мобильник в нашей жизни. Если бы я был бандитом, а на улице стояли 90-е годы, я бы, наверное, приехал в главный офис “МегаФона” или “Сони Эриксона” с утюгом и пулеметом и выставил счет на пару миллионов долларов за упущенную прибыль и утраченную репутацию.

Но на улице, как и в помещениях, стоял 2009-й – год развитого капитализма с отлично налаженными сервисами. Я звонил в call-центр “МегаФона” и неизменно получал изысканное удовольствие. Работающие там девушки так обволакивали своими голосами, что, даже не получив в итоге никакой помощи, я оставался им благодарен. Я видел, как они стараются. Хотелось звонить еще.  Хотелось пользоваться все новыми сервисами оператора. Уехав в командировку, я впервые подключил услугу “автоответчик”, записав сообщение, что, мол, если вы по таким-то вопросам, то пишите эсэмэску или мэйл, я вам перезвоню, либо дождитесь моего возвращения из-за границы. Услуга прекрасно работала даже тогда, когда я вернулся в Петербург и уже не хотел ее. Прошла вторая неделя после моего возвращения. Я неизменно находился в зоне доступа и приема. А люди все еще слышали сообщение, что я за пределами родины.

– Орешкин, ты теперь вообще из-за границы не вылезаешь? – спрашивали друзья.
Как выяснилось позже, они были правы. Я уже не жил в том старом Петербурге, я жил в новом. В европейском городе, где работают самые новые технологии передачи данных на мобильные телефоны.

        Чем дальше в лес

Когда я позвонил в сервис-центр “МегаФона” через месяц после появления проблемы, у них появились новые наработки. Неизменно любезные девушки сообщили, что выявилась новая тенденция – звонят с подобными проблемами исключительно обладатели телефонов Sony Ericsson и Samsung. Чаще – Sony Ericsson. Точной статистики пока нет, но звонят много. Появился и новый рецепт лечения – надо поменять настройки телефона. Параметры/Связь/Передача данных/Предпочтительное обслуживание. Из двух предложенных вариантов “PS и СS” или “Только CS” (в других моделях телефонов “GSM и 3G” или “Только GSM”) выбираешь “Только CS” (“Только GSM”). Таким образом, как объяснили в сервис-центре, вы лишаетесь возможности принимать и передавать сигналы со сверхвысокой скоростью при помощи новейшей сети третьего поколения  3G, зато все входящие начинают проходить…

Я попробовал. В первую минуту помогло. Но примерно через час Сонька снова взялась за старое.

Еще через месяц в “МегаФоне” заподозрили, что Соня все-таки может по-разному реагировать на разных людей – кого-то недолюбливать, кого-то легко подпускать к моему телу. Есть в телефоне такая функция типа “черного списка” – ограничение на прием звонков от отдельных абонентов. Даже если я ее не использовал (а я не использовал), лучше на всякие случай нажать комбинацию  #330*0000# вызов  и тем самым снять все ограничения на прием звонков. Я снял. Не помогло. Не могу сказать, что это меня расстроило. Общение с девушками из сервис-центра стало для меня настолько насущной потребностью, что я уже не знаю, как смогу без них обходиться. В отличие от просто девушек, они всегда придумают что-то новенькое.

Так на прошлой неделе Анна Крылова (я уже начал записывать имена девушек, чтобы по два раза не объяснять одно и то же) сообщила, что две услуги “всегда на связи” и “автоответчик” могут работать вместе, но могут и не работать, и, чтобы повысить вероятность того, что мне всегда будут дозваниваться, лучше одну из них отключить.

Перспектива отказаться от одной из двух услуг меня не очень порадовала. Я хотел бы, чтобы, когда я объясняюсь в любви одной, другая, звоня мне, слышала, что я на пресс-конференции и перезвоню чуть позже, хотя по-прежнему люблю. А когда я еду в метро – пусть номера звонивших записываются, и я им отзвонюсь. Увы, пришлось выбирать. Я отрубил автоответчик, набрав комбинацию *105#1300# вызов. “Услуга “голосовая почта” выключена”, – победно сообщила Сонька + “МегаФон СЗ” эсэмэской, из чего я понял, что “автоответчик” и “голосовая почта” это, вероятно, одно и то же, и пообещал себе создать словарь кодов, которым можно заказывать или отменять разные услуги, потому что всякий раз мучить этим девушек глупо, хотя и приятно.

 Выключение автоответчика не помогло. Я решил пожертвовать красками жизни и от общения с прекрасными нимфами  перейти к техническим специалистам.
– Вряд ли дело в новой sim-карте, – рассказал  Леонид Корнеев, технический директор “Санкт-Петербургского центра мониторинга”. – Другое дело, что из-за использования системы автодозвона и формата GPRS сигнал может приходить с запозданием до 1,5 минуты. В вашем случае, скорее всего, причина в телефоне. Телефоны все сделаны в Китае. Две-три партии товара могут быть хорошие, а третья плохая. Мой вам совет – возьмите простую Nokia за 1000 рублей и не мучайтесь. Если вам телефон нужен, чтобы звонить, этого вполне достаточно.

        Этот коварный, но быстрый  3G

Утром 9 июля, несмотря на все советы сервиса “МегаФона”, примененные на практике, телефон снова не работал на прием с утра. Я пошел в ближайшую ремонтную мастерскую, где Соньку протестировали и сказали, что она в порядке, проблема не в телефоне. Смутил, однако, метод тестирования. Мастер просто позвонил с моего телефона на свой, чтоб определился номер, отзвонился обратно. И так раза три. Мой телефон исправно принимал сигналы. Мастер сообщил, что если устройство хорошо работает сейчас, а когда-нибудь не работает, не существует метода, чтобы заранее это прогнозировать. И вообще дело не в телефоне.

В пресс-службе “МегаФона Северо-Запад” уточнили, что дело не только в телефоне, но если его сменить – проблем не будет. Как рассказала Маргарита Горбачева, начальник пресс-службы Северо-Западного филиала ОАО “МегаФон”,  периодическое отсутствие работы на прием отдельных марок  связано с внедрением сети передачи данных нового поколения 3G (поддерживает стандарты/технологии передачи данных UMTS/HSDPA) при одновременном сохранении сетей предыдущего поколения, т.н. 2,5G (стандарты GPRS/EDGE – надстройки формата GSM).

Как раз сейчас операторы большой тройки – “МегаФон”, МТС, “Билайн” – завершают оборудование своих вышек системами 3G, так что сеть нового поколения покрывает уже практически весь город (по разным оценкам – от 95 до 99%).

Телефоны, способные работать и в 3G, и в 2,5G (а такие у нас в большинстве своем и есть – у всех, кто покупал их в последние 1 – 2 – 3 года), в отдельные моменты, когда не могут сигнал от 3G принять (например, из-за того, что покрытие вышками с 3G пока не полное или перегрузка пошла в сети), перескакивают на 2,5G. И вот во время этого перескока (т.н. hand over, или перезахват) и случаются всякие гадости –  телефон не ловит входящие и т.п. Хенд-оверы совершаются в случайном порядке и могут происходить в принципе хоть каждую секунду, и все это время телефон не ловит сигнал или ловит неустойчиво. Метод борьбы – отрубать формат 3G (PS), оставляя только 2,5G (только СS = только GSM, как пишут в некоторых моделях), при этом, правда, снижается скорость передачи данных и вы не очень можете качать видео девочек с большим разрешением из интернета, но если это вам не мешает в работе, лучше временно отказаться от 3G.

– Скорость передачи данных при этом не очень сильно упадет, – поясняет Маргарита Горбачева. – Сети 2,5G тоже все время апгрейдились, например, там сейчас, кроме GPRS, применяется еще более прогрессивный формат передачи данных  EDGE.

 Положим, вы все-таки отрубили 3G. При этом возрастает вероятность, что с приемом у вас будет все в порядке, вам начнут дозваниваться. Однако 100% гарантии никто дать не может.

– В таком случае идите в центр обслуживания абонентов “МегаФона”, – рассказывает Маргарита Горбачева. – В четырех центрах есть специальные стойки, где вам совершенно бесплатно протестируют телефон (в других центрах обслуживания того же “МегаФона” тоже протестируют, но уже за деньги. – А. О.). Если аппарат работает некорректно, придется покупать новый, более совершенный. Если вы потерпели материальный ущерб из-за всей этой истории, его вам могут возместить. Для этого в “МегаФоне” есть специальный отдел. При этом придется доказать, что телефон хороший, не из серой партии, показав для начала документы – где вы его покупали.

Старорежимными (по меркам “МегаФона”, шагающего в ногу с прогрессом, но на 1,5 шага вперед), т.е. плохо работающими в сетях нового поколения, являются телефоны “отдельных марок”, купленные 2 года назад и более, типа моего Sony Ericsson K550I. Мегафонщики говорят, что больше всего этим пороком грешат Ericsson и Samsung, а лучше работают с 3G+2,5G  Nokia и Motorola.

По мнению операторов, виноваты, конечно, отстойные производители телефонов. По мнению производителей – наша собственная лень и нетерпимость. В Sony Ericsson мне посоветовали сбросить все настройки (Параметры/Общие/Общий сброс) и дождаться, когда телефон сам перезагрузится и заработают стандартные заводские настройки.

– Телефон будет работать корректно, – заверил Тарас, технический специалист из службы поддержки клиентов Sony Ericsson в России. – В настройки даже не лезьте, телефон все сделает за вас.

Скрепя сердце я нажал “Общий сброс”. Телефон погрузился в глубокое раздумье. Экран его почернел от горя.  Телефон пребывал в этом состоянии минут 15, после чего я отменил команду, опасаясь, что он так и не выйдет из состояния комы.

Интересно – почему тот же отстойный телефон у меня замечательно работал с картой “Теле2”?

– Все очень просто – у “Теле2” нет сети 3G, – пояснила Маргарита Горбачева. – Нет и проблем, связанных с хенд-овер.

В общем, они два сапога пара, этот старый телефон и консервативный оператор. У них взаимная любовь, как у двух пенсионеров на скамеечке. Минус один – у “Теле2” хуже покрытие – уж если он не ловит сигнал, так сразу и на прием, и на передачу. Но им ведь и некуда спешить, они уже могут себе это позволить, два умудренных опытом сапога.

Итак, вывод из этой истории: жертвой технического прогресса становится всякий, кто пытается его догнать, но не догоняет.  Вариантов два – догонять или не пытаться. До начала кризиса большинство горожан пыталось догонять – в среднем телефонные аппараты менялись раз в год. Сейчас – догонять перестали. Но операторы  не остановили гонки вооружений.

Я пока ни телефона, ни оператора менять не собираюсь, а только предпринимаю попытки реанимации всеми выше описанными способами. Это помогает, пропущенных звонков стало гораздо меньше. Правда, на все это приходится тратить время.