Как выглядит дворец Юсуповой изнутри и что с ним сделают

Как сейчас выглядят помещения дворца княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (Литейный проспект, 42), который в январе 2023 года был  передан музею «Исаакиевский собор», показали его сотрудники. Здание собираются сделать музеем реставрации – но до этого еще далеко.

Как рассказал Юрий Мудров, директор музея, у здания на Литейном, 42 сложная история. Особняк был  построен в 1852-1858 годах по проекту Людвига Бонштедта. Как здание выглядело в свои лучшие времена видно на акварелях Василия Садовникова (оригиналы, частично опубликованные, хранятся в Русском музее).

В 1907 году тогдашний владелец особняка –  Феликс Сумароков-Эльстон, правнук Юсуповой, предварительно вывезя все ценное движимое имущество в Архангельское и дворец на набережной Мойки, 92, передал особняк Театральному клубу. Тот перестроил сад во дворе под сцену и зрительный зал.

Во время первой мировой войны, здание приспособили под госпиталь. В советские времена там обитали разные учреждения, самое известное – общество «Знание», парадные залы стали использоваться для просветительства. В театральном зале, как самом большом, выступали самые популярные лекторы. В перестроечные годы ими были историки петербургской архитектуры, это был один из центров, зарождавшегося градозащитного движения.

В постсоветские времена особняк стал местом обитания самых разных организаций, от театра до коммерческого вуза.

Последняя реставрация в парадных залах второго этажа, выходящих на Литейный проспект — Золотой, Белый, Малахитовый залы, а также парадной лестницы, проводилась около 40 лет назад. Они находятся в приличном состоянии. До остальных, например, парадной столовой руки не дошли. В Розовой гостиной в начале девяностых даже строительные леса установили, но этим все и закончилось.

 

Что теперь? В 2023 -2024 годах планируется комплексное обследование здания, имеющее общую площадь более 7 тысяч в метров. Оно занимает узкий вытянутый участок с двумя внутренними дворами. Характерный для эклектики задний фасад выходит во двор длинного дома №1 по улице Некрасова. Именно с этой стороны в XIX веке к особняку Юсуповой подъезжали кареты.

После обследования от кровли до фундаментов можно будет заказывать проект реставрации. И тогда будут приниматься решения на какое время (или времена в зависимости от зала) проводить эту реставрацию. Но уже сейчас очевидно: работа потребуется долгая и дорогая. Пока снято 50 кг лепнины с главного фасада, которые грозили обвалиться на Литейный проспект. Остальные слабые элементы, например украшения балкона, затянуты строительной сеткой.

В планах музея — создать в особняке культурно-музейный центр. Это Музей ленинградской-петербургской реставрации, выставочные пространства для собственных и приглашенных проектов. Театральный зал останется для выступлений артистов и музыкантов. В состав музея входит Камерный хор Петербурга, прежде называвшийся Камерный хор Смольного собора. Он сможет обосноваться на Литейном, 42, получив залы для репетиций и концертов.

Что касается финансирования, то пока работы будут проводиться на средства, заработанные Музеем «Исаакиевский собор». Главный источник – входные билеты в собор и в храм Спаса на крови, входящий в музейный комплекс. Музейщики рассчитывают также на помощь из городского бюджета.

Для справки. После передачи церкви Смольного и Самсониевского соборов, Музей-памятник «Исаакиевский собор» получил в качестве компенсации здание на Большой Морской, 40, освобожденное Архитектурно-строительным колледжем Петербурга. Но как объяснил Мудров, это здание оказалось неподъемным для музея. Там надо заново создавать канализацию и другую инженерию, при этом ища понимания со стороны МЧС, которое занимает корпуса, выходящие фасадом на набережную Мойки, 85.

Вадим Шувалов