Хотелось бы поделиться своими мыслями по поводу ситуации в российской семье. Ни для кого не секрет, что она далека от идеала, поэтому попробую описать все недостатки, которые мы имеем на сегодняшний день.
Начало коренных преобразований в сфере семьи можно отнести к 17-му году прошлого века. Новая идеология, отход от религии, отрицание прошлого, моральный разрыв с историей и традициями своего народа, тотальное зачисление многих положительных моментов в “пережитки прошлого” не могли не сыграть и сыграли свою негативную роль. Одним из самых очевидных последствий всего этого является тот факт, что подавляющее большинство современных российских семей ведут историю своего рода с 17-го года. Появился даже термин “дореволюционный”, являющийся хлёстким синонимом понятия “устаревший”, в общем, всего того, что изжило себя и не подлежит серьёзному обсуждению. На лицо разрыв связи поколений, разрыв преемственности. В 17-м году наш народ заставили начать жизнь с чистого листа, и последствия этого крайне неприятны. Не прошло бесследно это и для института брака.
Сегодня крайне нежелательные тенденции во взаимоотношениях между полами начинаются ещё со школы. Как известно, сразу после революции большевики под лозунгом борьбы за равноправие ликвидировали раздельное обучение мальчиков и девочек в школах. Не будем обсуждать, было ли это очередным спланированным ударом по России, или мы имеем дело с элементарным заблуждением, но факт остаётся фактом. Совместное обучение имеет серьёзнейшие недостатки, последствия которых видны невооружённым глазом. Помимо доказанных негативных влияний на здоровье учеников, такой подход имеет и последствия в воспитании. Мужская и женская психика имеют существенные различия, которые заметны уже в школьном возрасте. Личность девочек формируется раньше, чем у мальчиков, и в первый класс они идут более зрелыми. К чему это приводит при смешанном обучении? К различным духовным и личностным негативам, которые сегодня в избытке присутствуют в нашем обществе.
Значительную часть времени, а, следовательно, и отведённого для взросления и эмоционального становления периода, дети проводят в школе. Большая развитость девочек выводит их на первое место в моральном отношении, даёт существенный приоритет в школьной среде, и в вопросе учёбы в частности. Свою роль играет и то, что сегодня учителя практически полностью состоят из представительниц слабого пола, что сближает их с ученицами. Такое положение закрепляется на многие годы и зачастую существует вплоть до выпускного вечера. В результате получается однородное женское окружение – мама, бабушка, няня, воспитательница, учительница, одноклассницы. (Об уходе из системы школьного образования мужчин, что является ещё одной серьёзной проблемой, речь пойдёт ниже). Образовывается нездоровый перекос, и женщины начинают определять развитие подрастающих и взрослеющих мужчин.
К счастью природой предусмотрен выход из этой ситуации. Мальчики, чувствуя некий нездоровый сдвиг, уходят от этой среды, становятся непослушными, хулиганистыми. Общаются только со своими друзьями и всё-таки вырастают нормальными мужчинами. Но незначительная часть учеников всё же не избегает общей направленности и частично перенимает девичью модель поведения. Стараются быть прилежными и старательными, усидчивыми и терпеливыми, аккуратными и острожными, т.е. обладать теми качествами, которые свойственны в этом возрасте именно девочкам (подчёркиваю – именно в этом возрасте). Именно они в последствии вырастают слабыми в моральном плане мужчинами, неспособными защищать свою семью и страну, а также имеют предрасположенность к нетрадиционным взаимоотношениям.
Обобщая эту ситуацию, можно сказать, что с самого детства происходит стирание границ между полами. И это бьёт по всему обществу. Со временем теряются некоторые нормы поведения, размываются социальные роли. В Российской Империи, при системе раздельного обучения, когда значительную часть учителей составляли мужчины – абсолютно все мальчики вырастали настоящими мужчинами, а девочки – истинными женщинами, хранительницами семейного очага, женственными и скромными, уважающими своих мужей и воспитывающими достойных сыновей.
Не остались без изменений и отношения между молодыми людьми, готовящихся создать семью. Вообще нужно отметить, что либеральное, вольное отношение к семейной жизни сказалось практически на всём, не обошло стороной ни один этап человеческой жизни. Этому не стоит удивляться, ведь задета сама основа всей системы. Фундамент, который формировался на протяжении столетий.
Возможность отношений до свадьбы, постепенное упразднение такого понятия как девичья честь, сексуальная революция, культ тела и связанные с ним изменения в одежде больно ударили по всему институту брака. Традиционный подход к созданию семьи заменила некая вольная процедура, основанная на увлечённости или страсти. Процедура, со временем перестающая в необходимость (зачастую обременительную) узаконить отношения для государства, точнее для его бюрократической машины. В отношениях между людьми начали появляться первые несерьёзные оттенки. “Невинные” кокетство и заигрывания со временем дали толчок и более серьёзным проявлениям, таким как откровенные приставания на улицах ит.п.
Очередным следствием подобных перемен стало то, что в выборе спутника жизни постепенно внешние данные стали доминировать над характером и внутренним миром. Что в свою очередь в который раз привело к существенно большему количеству хрупких семей. Семей, которые распадаются в первый год совместной жизни, так как объединяют совершенно разных по духу людей.
Нужно особо отметить, что отношения молодых людей, в которых есть хоть малейший намёк на то, что они могут и не закончиться свадьбой, уже являются грубым отклонением от норм морали и нравственности, от укоренившихся традиций. Общество, в котором существуют такие понятия как бой-френд, “парень”, “девушка” ит.д., больно и умирает. И жаловаться на удручающие демографические показатели здесь не приходится, так как это естественное следствие нездоровой атмосферы.
Ещё одним недостатком современного подхода к построению семьи является то, что этот процесс не подразумевает никакого морального участия родителей. Оставшись в стороне от событий, они превратились лишь в наблюдателей, а институт брака тем самым лишился одной из своих важнейших составляющих – родительского благословления. Последствия этой “реформы” мы видим сегодня повсюду. Брак без одобрения родителей демонтировал саму структуру семейной жизни. Значительно увеличились протестные настроения, стало принято идти наперекор родственникам, поступать вопреки, а выбор спутника жизни превратился в некий вызов своей семье. Не заставили себя ждать и многочисленные конфликты между родственниками, из которых наиболее характерными и показательными являются такие как – тёща-зять, свекровь-невестка.
Родители перестали готовить своих детей к началу семейной жизни. Подготовка к этому важнейшему событию в судьбе любого человека легла на плечи самих молодых людей. Матери перестали учить дочерей готовить и вести домашнее хозяйство. Это крайне вредно. И дело здесь не в том, что первые два года жена будет хронически пережаривать или недожаривать еду, а в том, что девушка лишается моральной поддержки своей матери и остаётся наедине со своими проблемами, которые неизбежно возникают при самостоятельной жизни. Аналогичная ситуация и в случае с юношами.
Не готовя своих детей, родители не готовятся и сами. Прежде всего, морально. Поэтому уход сына или дочери в свою семью застаёт их врасплох. Многие не справляются с ним, и появляются ревность и обида. Не знают как себя вести и сами молодожёны. Не имеют представления о том, как “ввести” в родительский дом свою жену/мужа. Всё это прямое следствие утери и непонимания семейных социальных ролей. Никто не знает своих обязанностей и прав, всё идёт по наитию. Как результат – родственники тяжело уживаются под одной крышей. Происходит или распад недавно созданной семьи или выдавливание родителей. Одинокие старики, не видящие помощь от своих детей, очень часто являются жертвами именно такой ситуации.
Непонятны и положения в семье мужа и жены. Постепенно уходит в прошлое такое понятие как “глава семьи”. В стране, которая не потеряла своих традиций, приоритет за мужчиной в семье имеет поддержку на уровне культуры всего народа. В семьях такой страны очень редки скандалы и ссоры, ведь выстроена строгая иерархия, без которой не может жить ни одна система, даже состоящая всего из двух человек. Такие пары сплочены и едины, растят здоровых детей и счастливо живут сами.
В нашем обществе, к сожалению, ситуация иная. Но хочется ещё раз особо отметить, что такой она стала совсем недавно. Потеряны социальные роли. Никто не помнит о своих обязанностях. Мужчина лишён своего места, не находит его. Поэтому ему тягостно находиться дома, и он старается из него уйти. Особенно это проявляется в праздники и выходные дни. Воспитанием детей занимаются только женщины (вспомним про женское окружение, описанное в начале статьи). Как результат – моральный уход мужчин из семьи и уже физический из системы школьного образования.
Всё это следствия того, что за 20-й век из народа вытравили саму структуру семьи. Структуру, которая регламентирует все взаимоотношения, упорядочивает семейную жизнь. Вместе со структурой ушли и соответствующие традиции, праздники, обычаи. Потеря связи с прошлым, отрыв от своих корней, шаткие семьи являются главными причинами того, что многие наши соотечественники так легко покидают родную землю и уезжают жить на чужбину, так легко принимают идеи космополитизма и объявляют себя “гражданами мира”.
В свою очередь отрыв семьи от религии лишь закрепил создавшееся положение. Позволил забыть о самом существовании иного подхода к этому вопросу. Дал возможность оправдывать такие явления как аборты, измены, разводы, что абсолютно закономерно привело к их увеличению.
Последствия всего этого крайне неприятные. Это и потеря родственных связей между двоюродными братьями и сёстрами. И раздробленные, неполные семьи. И неуважение детей к родителям. И так далее и тому подобное. К сожалению, список можно перечислять ещё очень долго.
Всё это было уже в Советском Союзе. То же, что пропагандируется для молодёжи в наше время, многократно усугубляет положение.
Но тем не менее ситуация далеко не безвыходная. Ведь часть проблемы кроется именно в незнании. Зная же все подводные камни, все недостатки, можно в значительной мере их обойти, снизить их влияние. Окружающая атмосфера уже не так сильно влияет на человека, имеющего перед глазами идеал и стремящегося к нему. На человека, который в состоянии отличить хорошее от плохого, полезное от вредного. Нельзя ждать, пока руководство страны вернёт полный контроль над ней и, наконец, сможет заняться подрастающим поколением и нравственностью. Времени у нас мало, поэтому терять его нельзя. Всё в наших руках. Давайте рожать детей и воспитывать из них настоящих мужчин и женщин! Зная, как должна строиться семья, имея такое бесценное богатство, как опыт наших предков, эта задача нам вполне по силам!