Юрий Корабельник уверен, что российский бизнес напоминает короля на помойке, что правильные трусы важнее элитных часов, но что дорогие аксессуары еще пригодятся публике. Он знает, что говорит. Юрию Корабельнику 46 лет. Он генеральный директор часовой компании Diamant, специализирующейся на продажах элитных часов и ювелирных изделий класса люкс.
Самый известный часовой магазин “Салонъ Буре”- его. Наиболее успешный коммерсант в этой области.
– Если бы вы были приглашены к Путину, какие часы надели?
– Patek Philippe.
– Если бы он спросил у вас, какие часы ему выбрать, вы бы что посоветовали?
– Он не спросит. Он носит “Патек Филипп”.
– Девяностые годы сформировали стереотипы могущества, перекочевавшие в анекдоты. В них часы представлены золотым Rolex. Что с “Ролексом”?
– Тогда весь “Ролекс” был турецкий. Хотя и золотой. Да и настоящий “Ролекс” далеко не элитная марка, а создавалась вообще как благотворительный проект.
– Прийти серьезному человеку в “Ролекс” – это признак дурного тона сегодня?
– Нет, все нормально, если он в джинсах. Это демократичный кэжуал.
– Когда успокоились с малиновыми пиджаками и “Ролексами”, за что принялись?
– Longines, Omega, Rado. Эти марки пошли уже с 1992 года.
– То есть часы – это язык?
– Конечно.
– Мы научились на нем говорить?
– Пока хорошо освоили жаргон. Рассказываю быль: этим летом я ехал по Кронверкской набережной и перед Петропавловкой увидел картину, доходчиво иллюстрирующую нашу экономику, менталитет и что хотите. На поляне приземлялся вертолет, а вся территория была оцеплена десятком телохранителей в черном. Силой воздуха, исходившего от вращения лопастей геликоптера, их пиджаки вздымались. Они были похожи на воронов, обдуваемых пылью. Из летательного аппарата вышло такое же черное тело. Продравшись сквозь вихрь, оно село в опыленный черный Rolls-Royce, который по ухабам добрался до асфальтовой дорожки. Потрясающе – король на помойке.
– Мы остались “новыми русскими”?
– Это закономерно. Времени прошло мало.
– И часы класса люкс покупают хорошо?
– Не жалуюсь. В Петербурге у сотен бизнесменов есть коллекции часов в пятьдесят штук, каждые за десятки тысяч долларов. Это хобби.
– А зачем? Не говорите – если не хотите обидеть клиентов.
– Тут ничего обидного. В России некуда вкладывать деньги. Рынок перекошен. Сплошные аптеки и ювелирные магазины. Такое впечатление, что мы все больны. Нам необходимы лекарства и жемчуг. Да, еще перед смертью надо построить что-нибудь. Стройка сплошная.
– Так вашему бизнесу это выгодно.
– Не попали. Драгоценности, а для мужчин – это часы, богатые люди должны носить. На балы и приемы, между прочим. И где, я вас спрашиваю, балы? Два – три тусовочных ресторана? Все в сейфах. В противном случае продаж было бы больше.
– Насколько изменил продажи звериный оскал кризиса?
– Перед Новым годом вновь мешками стали скупать Longines. Он более дешев. Раньше мы постоянно расширяли границы дозволенного. Например, правительство Петербурга пересело с “Вольво” на “Ауди”, посчитав, что пора выглядеть более убедительно. Это лишь видимая грань. Значит, и чиновники начали переходить на более серьезные механизмы.
– Что должен носить чиновник?
– Zenith.
– Из-за ассоциаций с советским “Зенитом”?
– Кто покупает Zenith, тот листает журналы о часах. Просто “Зенит” немного консервативен, производит сам механизм. Другие марки в том же ценовом коридоре менее уместны для чиновника. К тому же на часах “Зенит” стрелки хорошо видны, а от бумажной работы зрение садится.
– И почем нынче Zenith?
– От семи до пятнадцати тысяч долларов. Но это я говорю о среднем районном масштабе.
– Какие бы часы вы посоветовали гангстеру?
– Дайте подумать.
– А криминальные авторитеты являются вашими клиентами?
– Костя Могила щепетильно относился к данному аксессуару, он предпочитал Harry Winston. А это красиво и дорого.
– Что делает часы неприличными?
– Как всюду. Не надо носить галстук с валенками в стразах. Не надо носить часы с бриллиантами на прием к президенту. Это даже вопрос уважения. Все, что на нас, является языком. Возможно, проблемы у Ходорковского начались с одежды, когда он позволил себе встречаться с Путиным в пуловере. Он этим сказал больше, чем созданием своего лобби в Госдуме.
– А усыпанные бриллиантами часы вообще уместны?
– Почему нет? Monte Carlo. Ярмарка тщеславия подразумевает этот формат.
– В Monte Carlo ходят не только светские львицы, но и руководители предприятий. Это этично?
– А этично веселиться рядом с больницей, в которой кто-то умирает. Тем не менее, это не мешает нам вкусно есть.
– Кризис подкорректирует количество продаваемых бриллиантов?
– Еще как. Пришла другая мода. За два месяца кризиса стало принято одеваться менее кричаще – чтоб не раздражать. Денег не стало меньше. Пока. Но тратить начали по-иному.
– В СССР какие носили часы?
– Хорошие. После Великой Отечественной войны мы забрали швейцарский механизм и его не испортили. Гитлер, например, за подвиги дарил “Лонжин”. А статусными при коммунистах являлись часы подарочные от руководства партии и правительства, и именно они говорили о весе в обществе.
– Предельная цена часов?
– Полтора миллиона евро – это реальность. Конечно же, это абсолютная бессмысленность с точки зрения определения времени. Но технология, сравнимая с луноходом. Кстати, последний также особенно ничего стратегически нового не рассказал человечеству. Эволюция не имеет здравого смысла. Просто за полтора миллиона вы можете приобрести предельные возможности механики.
– По какой одежке вы оцениваете человека?
– По утрам, надев часы, не забудьте про трусы. Трусы – это самое важное, ведь их не видно. Когда не видно – это суть.
– Выделяться не стоит?
– Ну, если можешь себе это позволить! Везде есть правила игры. Вы не заметили, как укорачивалась стрижка могущественного руководителя Первого канала Эрнста по мере его продвижения по карьерной лестнице вверх? А у меня волосы теперь длиннее, чем у него. Потому что я так не скован властью.
– В мире люкс и сегодня есть безусловные бренды. Например, телефон Vertu. Кто основной покупатель?
– А вы как думаете?
– Я думаю те, кто хочет показать, что у него излишек денег.
– Не знаю. Но в основном это midlle-класс, а не миллионеры.
– Так какие часы вы порекомендуете гангстеру?
– Roger Dubuis. Немного в стиле ретро Чикаго. Очередь от автомата Томпсон, знаете ли.
– Если бы вам нужно было придумать единый слоган для всех часов и он должен быть на циферблате каждого механизма, что бы вы написали?
– Время и стекло.
Евгений Вышенков