Какие дороги нам хотят построить с помощью федеральных денег

Накануне Петербургского экономического форума – 2019 в Смольном прошло совещание по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга и Ленинградской области. Руководители  регионов Александр Беглов и Александр Дрозденко назвали вице-премьеру российского правительства Максиму Акимову проекты, на которые просят выделить федеральное софинансирование в 2020–2024 годах.

Петербургу на 25 проектов общей стоимостью 124 миллиардов рублей потребуется 45 млрд рублей федеральных средств. Ленинградской области на 6 проектов «общим весом» 22 млрд рублей – почти 11 млрд рублей.

В феврале 2019 года на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы двух регионов фигурировали другие цифры. По Петербургу – 12 проектов, стоимость реализации которых оценивалась в 218,5 млрд рублей (из них 81 млрд город рассчитывал получить из федерального центра). По области – 6 проектов на сумму 42 млрд руб., их который 8 млрд – надежда на федерацию.

Теперь списки актуализированы. По источникам, главные изменения коснулись Петербурга. В будущем году надо начать четыре проекта: Южно-Волхонская дорога в Пушкинском районе, первый этап Южной широтной магистрали (вся дорога длиной 17 км должна соединить Александровскую и Петро-Славянку), расширение Петрозаводского шоссе и подключение «Лахта Центра» к Приморскому шоссе.

В более дальних планах – строительство развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта, реконструкция Ропшинского шоссе, строительство магистралей в зонах массового жилого строительства в Приморском  и Выборгском районах. Софинансирование Восточного скоростного диаметра, оценка стоимости строительства которого перевалила за 180 млрд рублей, будет обсуждаться отдельно.

Ленинградская область рассчитывает на софинансирование реконструкции трассы Петербург – Колтуши, строительство дороги на Матоксу в обход Мурина и Нового Девяткина, подключение ТПУ «Девяткино» к КАД, в также строительство мостов  в Киришах через Волхов и в Подпорожье через Свирь.

Руководители двух регионов надеются, что федеральное правительство поддержит строительство метро до Кудрова, а это примерно 60 млрд рублей.  Они рассчитывают, что ясность в размерах федеральной помощи и сроках ее предоставления появится именно на ПМЭФ-2019.

Возможно, после форума решится и судьба Координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области. Один вариант – создание нового органа, о чем Александр Беглов говорил на совещании в Смольном. Другой вариант – обновление состава существующего Координационного совета с привлечением в него максимально возможного количества федеральных чиновников, от которых зависит принятие решений о выделении денег на дороги СПб и ЛО. В идеале – внесение планов по развитию петербургского транспортного узла, включая железные дороги, морские и речные перевозки, во все существующие и будущие федеральные программы.

Вадим Шувалов

 

Комментарий

 

Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника»:

– В последнее время Петербург действительно публично обозначил немало проектов в области развития транспортной системы города, на которые предполагается привлечь федеральное финансирование. Само по себе это очень радует, давно бы так. Но выбор приоритетов нельзя назвать ни логичным, ни прозрачным. Например, всё больше говорят о ВСД (широтной магистрали скоростного движения), а также об организации внутригородского железнодорожного сообщения по примеру московского МЦК.

Однако Восточный скоростной диаметр я бы поддержал только в том случае, если бы он проектировался бесплатной магистралью, которая реально способна снять транзитную нагрузку с центра Петербурга. Но нам пытаются снова «продать» нечто подобное ЗСД, платную дорогу, которая сама по себе прекрасна, но за которую город и горожане продолжают ежегодно платить концессионерам немалые суммы. А многие ею так и не пользуются, предпочитая экономить.

С железнодорожным сообщением всё еще менее понятно. Заявлений делается много, но складывается ощущение, что говорящие не понимают всей сложности подобного строительства в СПб, считая это малозначительным. Но ведь без выноса грузовых поездов из города никакое «наземное метро» организовать невозможно. А для выноса поездов нужно строить железнодорожный обход с мостом через Неву; непонятно, что делать с грузовыми потоками в морской порт, и так далее.

Почему про метро говорят только в контексте связей с Ленобластью? Да, метро в Кудрово очень нужно, и построить его возможно. Но где, например, планы ускорения строительства метро на Юго-Запад? Зато почему-то упоминаются Бугры, в которые метро точно не придет в ближайшие десятилетия.

С проектами улично-дорожной сети всё более логично и приземленно – они точно реализуемы. Хотя опять же не совсем понятно, почему приоритеты именно такие. Если строительство Южно-Волхонской дороги или необходимость расширения «задыхающегося» Петрозаводского шоссе не вызывают вопросов, то первоочередная срочность возведения развязки на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта не вполне ясна.

По моему мнению, часто предлагается реализовать проекты, которые кажутся более простыми (иногда мнимо), или проекты, к строительству которых у кого-то есть свой особенный интерес. Конечно, подъезды к «Лахта Центру» – это важно, и правильно, что их будут строить не за городской счет. Непонятно, почему этой договоренности не было изначально, ведь подъезды к «Лахта Центру» городских транспортных проблем не решают.

Далее можно разбирать все проекты в отдельности, и много где задавать вопросы: а почему вот здесь, почему не вот там? Например, где Большой Смоленский мост через Неву, который проектируют уже несколько десятков лет? Или почему не говорят о развитии наземного общественного транспорта – например, о массовой закупке трамваев, как делают в Москве?

Причем я не буду говорить, что всё заявленное в планах – что-то не нужное, просто хотелось бы слышать аргументированные обоснования, а не просто заявления, которые многими уже расцениваются исключительно как обещания перед грядущими выборами.