Какие лекарства у петербуржцев сегодня в моде

У аптечных препаратов тоже есть хит-парад. Его верхние строчки занимают лекарства, которые покупают чаще других: в Петербурге это Ксарелто и Детралекс. Но эксперты говорят:  в топ продаж, кроме настоящих лекарств, попали таблетки с сомнительной эффективностью.  Их покупают не потому, что помогают, а потому что популярно. Какие таблетки нынче в моде? – выяснял «Город 812».

 СПб: много усталых ног

По итогам девяти месяцев 2017 года, самыми популярными препаратами, которые горожане покупали в аптеках, стали таблетки от «усталости ног» и пилюли для «профилактики смерти» (это цитаты из инструкций по применению препаратов).

В пятерку лидеров вошли Ксарелто, Детралекс, Ессенциале, Нурофен, Кагоцел. (Топ-10 см. таблицу). Но только первые два препарата показали значительный рост продаж –  +25% и  +38% соответственно по сравнению с тем же периодом прошлого года. Исследования провели и опубликовали Ассоциация международных фармацевтических производителей в России совместно с ГК Ремедиум.

топ популярных лекарств и ведущих производителей

Топ популярных лекарств и ведущих производителей

Если кто не в курсе: Детралекс –  лекарство для терапии симптомов хронических заболеваний вен, в том числе от усталости ног. Ксарелто используется для профилактики смерти вследствие сердечно-сосудистых причин и инфаркта миокарда. Оба препарата – не дешевые, стоят в районе полутора тысяч рублей за пачку.

В целом аптечный рынок Петербурга в денежном выражении вырос на 10% (в долларовом эквиваленте), а в натуральных показателях, наоборот, упал на 11%. Это означает, что лекарств петербуржцы стали покупать меньше, но стоят они дороже. Средняя стоимость упаковки по итогам 9 месяцев 2017-го в Петербурге составила $ 4,47 (примерно 264 руб.), что больше, чем годом раньше ($ 3,62), и дороже, чем в среднем по стране  ($ 3,22).

 

Москва: много усталых мужчин

Топ-10 самых популярных лекарств в Москве и в России заметно отличаются от петербургского. В столице также любят Ксарелто и Детралекс, но они – лишь на второй и третьей позициях, а первое место занял Крестор. Говоря простым языком, это пилюли для снижения «плохого» холестерина. Их принимают (цитата): «в качестве дополнения к диете, когда диета и другие немедикаментозные методы лечения (например: физические упражнения, снижение массы тела) оказываются недостаточными».

В пятерку лидеров в столице также вошли Мирамистин и Нурофен. Москва – единственный город страны, где в топ-10 продаж выбилось средство для улучшения эректильной функции у мужчин  – таблетки Сиалис.

По итогам 9 месяцев аптечный рынок столицы в долларовом эквиваленте вырос на 22%, в натуральном – сократился на 2%. Средняя стоимость упаковки составила $ 5,08, что выше прошлогодней цены на $ 1.

Общероссийский рейтинг лекарств возглавило жаропонижающее Нурофен. Россияне, в отличие от жителей двух столиц, покупают много препаратов от простуды. В топ-10 по стране попали аж два противовирусных средства – Кагоцел и Ингавирин. При этом Кагоцел вошел в петербургский ТОП-10, а Ингавирин – в московский.

В целом аптечные продажи по стране выросли: и в натуральном выражении – на 3%, и в долларовом эквиваленте  – на 30%.

 

Комментарии экспертов

Несимпатичные таблетки

 Александр Хаджидис, главный клинический фармаколог Петербурга:

– В этот список попали и настоящие лекарства, и препараты, на мой взгляд, лекарствами не являющиеся. Ксарелто – препарат из новых пероральных коагулянтов, Крестор регулирует липидный обмен. Это дорогие лекарства.

Эссенциале относится к так называемым гепатопротекторам. Не все клинические фармакологи считают его эффективность доказанной, и по моему личному мнению, она  – сомнительная.  У Детролекса, на мой взгляд, тоже недостаточная доказательная база. Но альтернативы ему нет, поэтому врачи его часто назначают. Если говорить о кагоцелах и ингавиринах  – так называемых иммуномодуляторах, то они выглядят не очень симпатичными, так как имеют слабые доказательства эффективности в качестве средств для поддержания иммунитета. У народа популярен Линекс. Но, на мой взгляд,  кишечный дисбактериоз (для лечения которого предназначен Линекс) в России переоценен.  Он выдается за самостоятельное заболевание, хотя в подавляющем большинстве случаев  является вторичным синдромом, а не болезнью.

– Лидер продаж в России – Нурофен. Почему покупают его, а не более дешевый ибупрофен – ведь действующее вещество в обоих препаратах одинаковое?

– Нурофен – оригинальный препарат, все оригинальные препараты исследуются максимально полно, в отличие от дженериков. Ведь таблетка – это не только действующее вещество, но и консерванты, наполнители, оболочки – по сути, новый препарат. Кроме сходства химической формулы важна еще биологическая эквивалентность  – чтобы дженерик так же всасывался, связывался с белками плазмы, метаболизировался. А есть еще терапевтическая эквивалентность – чтобы при длительном употреблении он был таким же безопасным и эффективным. В России, к сожалению, рынок дженериков  регулируется слабо. Производителей Нурофена у нас зарегистрировано около пятидесяти. И не всегда дженериковый препарат может быть  таким же качественным, как оригинальный.  В США, например, выпускают Orange Book – справочник для врачей, куда входят оригинальные лекарства и их дженерики. Все дженерики разделены на две категории – «А» и «Б». В «А» попали лекарства, полностью прошедшие клинические испытания. И врачу, извините, не надо парится: если он видит, что лекарство в группе «А», спокойно назначает. А если в группе «Б», то он понимает, что препарат недоисследован, и так далее. В России, к сожалению, такого справочника нет. И от этого много проблем.

 

Новые правила помогут дешевым

 Дмитрий Резников, провизор:

– Меня не удивляет, что первое место в России занял Нурофен. Наши граждане, когда у них что-то болит, чаще сначала идут в аптеку, и только потом – к врачу. Попадание препаратов  в топ продаж  можно объяснить  не только тем, что они такие хорошие, но и маркетинговой активностью фармкомпаний. Сегодня производителям  приходится затрачивать больше усилий на промоушен своей продукции.  Еще несколько лет назад повсеместна была распространена практика, когда врачи и аптеки получали определенные бонусы за продвижение конкретных препаратов. Сейчас, в связи с ужесточением законодательства, такое явное лоббирование практически исключено. Все ратуют – по крайней мере, на словах  – за прозрачное ведение бизнеса. В конце сентября вступили в силу новые правила отпуска лекарственных препаратов (Приказ Миздрава РФ № 403н), которые обязывают сотрудников аптек предоставлять информацию обо всех  имеющихся лекарствах по действующему веществу. Правила запрещают скрывать информацию о наличии препаратов, имеющих более низкую цену. Возможно, эти нововведения перекроят следующий топ-10 лекарственных средств.

Елена Роткевич