Какие леса в Ленобласти пострадают от трассы Москва – Петербург

В то время как вся страна с президентом во главе встала на защиту Химкинского леса, реальная угроза нависла над не менее ценными лесными угодьями Ленинградской области, среди которых знаменитые Лисинские леса. Богатые дичью и зверем леса в окрестностях поселка Лисино-Корпус, где не так давно охотился Александр II, может переехать трасса Москва – Петербург.

                  Как известно, в Москве идет непрекращающийся скандал под названием “Снести или спасти Химкинский лес”. Что это за Химкинский лес, мы тут, в Петербурге, знаем плохо. Дорожники уверяют, что лес в Химках – ничего выдающегося.

– Обычный городской лес, ничего особенного, – рассказывает Наталья Модина, пресс-секретарь ФГУ “Дороги России”. – Никакого заповедника там нет, по заповеднику мы не могли бы строить, есть дубрава без статуса – по данным одних экологов, дубам более 100 лет, по данным других, тоже экологов – более 45, после войны посажены. Дело вообще не в лесе. Просто есть некоторые особо активные граждане…

Мы решили понять – какие леса под Петербургом могут пострадать от трассы.
Платная скоростная автомагистраль Петербург – Москва пронзит всю Ленинградскую область с севера на юг – юго-восток. Еще в 2005 году, спустя год с того момента, когда Минтранс начал раскручивать этот проект, московский институт “ГипродорНИИ” с привлеченными иностранными консультантами (“Эрнст энд Янг” и тому подобные гиганты маркетинга) за 254 млн руб. из государственной казны сделали экономическое обоснование инвестиций в строительство трассы, частью которого были варианты трассировки дороги по территории Ленобласти. В 2006 году специально сформированная для этого комиссия под председательством вице-губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко из трех представленных вариантов выбрала некий “вариант № 1”, конкретная география которого до сих пор засекречена. В правительстве Ленобласти нам сообщили лишь, что  дорога минует все населенные пункты Ленинградской области, не проходит по землям сельскохозяйственного назначения, не имеет кривых изгибов и, насколько это возможно, приближена к прямой по траектории. Уже тогда было решено, что дорога пройдет по лесному фонду, уже тогда решили пожертвовать лесом, сохранив по максимуму домов. В общем, концепция с точностью до миллиметра совпадает с московской.

Только сейчас Минтранс представил нам картинку трассировки всей трассы от Петербурга до Москвы. Картинка Минтранса очень приблизительная, размазанная, и даже ФГУ “Дороги России” не обладает более точной.
 – Точные карты вариантов трассы есть сейчас только на участке 15 – 58 км от Москвы, петербургская часть дороги, проходящая по Ленобласти, в стадии  проектирования, – говорит Наталья Модина из ФГУ “Дороги России”.

Петербургскую часть разрабатывает петербургский институт ЗАО “Петербург-Дорсервис”, под командованием генпроектировщика “Союздорпроект” и по заказу ФГУ “Дороги России”. “Петербург-Дорсервис” пока не решился представить общественности варианты трассировки по Ленобласти, но собирается сделать это вскорости. У “Дорог России” таких данных вообще нет. Проект начали сдавать в декабре 2009-го частями, часть уже сдана на экспертизу, часть еще нет, среднее время прохождения экспертизы – от 3 до 6 месяцев. В ФГУ “Дороги России” рассказали только, что проектирование всех участков дороги, в том числе Ленинградского, должно завершиться в 2010 – 2013 годах, а строительство – в 2010 – 2018-м.

Тем не менее, сопоставим картинку, представленную Минтрансом, и данные правительства Ленобласти о том, где дорога точно не пройдет (населенные пункты, сельхозугодья) и ее форму (почти прямая), мы сложили представление о ее конфигурации. Вариантов не так уж много.

Из Петербурга дорога пройдет в направлении на Великий Новгород плюс минус несколько градусов (не более 10 – 15), западнее существующей автотрассы М10 и железной дороги на Москву через Тосно, Любань, Чудово, однозначно восточнее дороги на Гатчину – Лугу (М20). Далее, от Великого Новгорода (это уже Новгородская область), изгибается на восток, ближе к существующей московской трассе (по-другому озеро Ильмень не обогнуть). Судя по схеме на официальном сайте “Минтранса”, озаглавленной “Проект высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург” (http://www.mintrans.ru/pressa/Round_Table/bistrov%20rus.pdf), дорога пройдет параллельно железнодорожной ветке на Великий Новгород, немного восточнее Пушкина и Павловска, через леса близ поселка Коммунар, далее через лесные угодья, окружающие Лисино-Корпус, чуть восточнее Радофинниково, изогнется к западу где-то между поселками Огорелье и Село-Гора (скорее всего в районе поселка Тесово-Нетыльский) с тем, чтобы далее идти по тому же азимуту (на юго-восток примерно), что и старая трасса на Москву М10 (“Россия”).

Таким образом, экономится расстояние, в чем и состоит одна из главных идей дороги. Дорога будет короче нынешней автотрассы на Москву –  683 км вместо 702 км. Нарушая ПДД, автомобилисты, по расчетам проектировщиков, смогут добраться до Москвы за 5 часов вместе минимум 9 нынешних.  Менее вероятно, что дорога пройдет несколько западнее, вдоль ж.д. ветки через Вырицу – Оредеж – так сильно проигрывается расстояние, и застройки там больше.

Описываемые места – не чета Химкинскому лесу в описании дорожников.  Особенно леса в районе Лисино-Корпуса – шикарные охотничьи угодья, где охотился Александр II, все последующие императоры и председатели Совета министров. Сюда приезжали пострелять принц Вюртембергский и канцлер Бисмарк. Специально для этих целей сюда были завезены и изрядно расплодились олени.

Леса в районе Лисино-Корпуса до сих пор изобилуют лисами, отсюда и пошло название Лисино. Минувшей зимой одно из местных охотхозяйств настойчиво зазывало меня поохотиться с фотоаппаратом на всякое зверье, с возможностью остановиться в бывшем Корпусе Лесничих, основанном в 1834 году, как учебное заведение с тем, чтобы плодить и воспитывать людей, что будут заботиться о лесе пуще живота своего. Идея, кстати, принадлежала Егору Канкрину, министру финансов России пушкинских времен. Корпус перестраивал Николай Бенуа. Дело Канкрина продолжается – сегодня это Лисинский лесной колледж, который учит тому же.

Надо срочно ехать, пока не пронзит эти роскошные леса трасса, по восьми полосам которой на бешеной скорости понесутся безумцы с квадратными глазами и единственной целью – из петербургских пробок попасть в московские, потратив на это что-то около 2,5 тыс. руб. (усредненная стоимость проезда – 3,6 руб./км) плюс собственный бензин (никак не менее 1300 руб. при расходе 8 л/100 км). Итого 3800. Плюс куча нервов. На самолете дешевле будет. На “Сапсане” – быстрее.

Кстати

В СМИ прошла информация о том, что трасса может угрожать уникальным Саблинским пещерам. Однако глава МО “Ульяновское городское поселение” Тосненского района (именно на его территории расположены пещеры) Дмитрий Ушацкий заверил портал 47News, что трасса продет по другой стороне от ныне действующего Московского шоссе. Информации об угрозе трассы Саблинским пещерам нет и у представителей общественной организации “Зеленый патруль”. Тем не менее, представители экологических движений считают своим долгом предупредить: “С юридической точки зрения статус лесонасаждений в Тосненском районе Ленобласти такой же, как и в Химках”.