Какие марки машин сейчас наиболее востребованы у петербуржцев? Совпадают ли эти предпочтения с выбором москвичей и каким видят эксперты ближайшее будущее авторынка?
Патриотизм подешевел
Продажи новых легковых автомобилей в России в июне выросли на целых 45 процентов. Правда, результат за шесть месяцев намного скромнее – плюс 3 процента по сравнению с тем же периодом 2009 года. При этом продажи импортных иномарок упали на 23 процента, а рост рынку обеспечили машины российской сборки – доля автомобилей отечественного производства выросла с 29 до 34 процентов от всех продаж.
– Если раньше в структуре продаж на импортные Focus и Mondeo у нас приходилось до 45 процентов, то сейчас – 5-10 процентов, остальное – Ford отечественной сборки, – отмечает директор по продажам компании “Аларм-Моторс Форд” Михаил Шевельков.
Подтверждает это и рейтинг продаж Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса – в десятке лидеров девять автомобильных марок, которые производятся в России. И дело здесь не только в госпрограммах – просто стоимость машин, собранных и проданных в России, почти сравнялась со стоимостью их импорта, в том числе и за счет высоких таможенных пошлин.
– Например, в рейтинге продаж иномарок хорошо видно, что пошатнулись позиции японских компаний Nissan и Toyota, это обусловлено высокими ценами на автомобили, которые в свою очередь сформировались в результате “сильной” иены, – подтверждает начальник отдела аналитики агентства “АВТОСТАТ” Андрей Топтун.
Феномен KIA
Внесли свою лепту и меры господдержки – благодаря им лидирующие позиции на рынке по-прежнему занимает автовазовская LADA, увеличившая продажи по России на 23 процента (всего продано за 6 месяцев 220 774 автомобиля), а по Петербургу аж на 51 процент (5850 штук за 6 месяцев). Среди иномарок же стремительный прорыв совершила корейская компания KIA, чей рост продаж за первые полгода составил 49,4 процента. И если в целом по стране этот бренд все же уступил по продаваемости Chevrolet, а в Питере пропустил вперед еще и Ford, то в Москве – возглавил рейтинг.
– В структуре продаж автомобилей KIA в Петербурге, как и на всем автомобильном рынке, лидируют модели RIO и Sportage – 35,6 и 25,6 процента соответственно, – рассказали нам в компании “Солнечный ветер” – одном из официальных дилеров KIA в Петербурге. – За ними следуют Cee’d и Picanto, на которые приходится 22,2 и 6,7 процента продаж.
Любопытно, что ни одна модель KIA не вошла в список автомобилей, участвующих в госпрограммах по поддержке отечественного автопрома. При этом автомашины KIA сопоставимы по цене с моделями Ford и несколько дороже лидера рынка Chevrolet. К причинам успеха корейского бренда аналитики относят эффективную маркетинговую политику, а также удачное расширение и обновление модельного ряда.
“Нива” тащит Chevrolet
Между тем автомобильные предпочтения москвичей и петербуржцев отличаются не только тем, что жителям столицы больше полюбились корейские KIA. К примеру, другой бренд родом из Южной Кореи – Daewoo (кстати, более бюджетный) – в московский ТОР-10 продаж вообще не попал, а в Петербурге обосновался на 10-й позиции. Peugeot не вошел в десятку наиболее продаваемых в городе на Неве, зато в Москве занял девятое место по продажам.
– Сравнивать рейтинг продаж в Петербурге и Москве не совсем корректно, – считают в компании “Конкорд” – официальном дилере Peugeot. – В Москве больше дилерских центров, соответственно, и конкуренция там выше. Кроме того, в столице люди тратят на автомобили большие суммы.
Возможно, этим объясняется и то, что бюджетная Skoda в питерском рейтинге на 6-м месте, тогда как в московском – лишь на 10-м. А представляющий средний класс Hyundai, наоборот, занял 5-е место по продажам в Москве и лишь 9-е в Питере. Chevrolet в столице смог закрепиться лишь на 4-й позиции, а у нас – возглавил рейтинг, как и по России в целом.
– Это лидерство во многом обусловлено 50-процентным ростом продаж Chevrolet Niva, попадающей под программы утилизации и государственного субсидирования, – пояснил нам Дмитрий Самигуллин, директор по продажам автоцентра “Прагматика”. – По тем же причинам все большую популярность у потребителей завоевывает новый Chevrolet Cruze, занимающий 4-е место в структуре продаж бренда. На эту модель в нашем автоцентре сейчас самое большое количество заказов.
Toyota уезжает из России?
Однако аналитики уверены, что многие автомобильные марки могли бы показать гораздо лучший результат, если бы не дефицит автомобилей, объем производства которых снизился за год в стране на 59,8 процента. Только в Петербурге в 2009 году тремя заводами было собрано на 45 процентов машин меньше, чем в 2008-м. В результате в автосалонах опять воцарилась очередь, и машину любой марки из десятки наиболее продаваемых приходится ждать от 2-3 месяцев до года. Но стремительного наращивания объемов производства ждать не приходится.
– Завод Ford в августе выходит с каникул и будет работать в плановом режиме, – сообщил Михаил Шевельков. – Увеличивать объемы производства компания пока не намерена, так как спрогнозировать ситуацию на рынке все еще сложно. И если сейчас наблюдается дефицит машин, то кто знает, что будет со спросом осенью или зимой. Лучше производить то количество, которое гарантированно раскупается, чем потом столкнуться с проблемой перепроизводства.
Умеренный прогноз нам выдали и в компании “Питер-Лада” – здесь считают, что рост производства новых автомобилей составит не более 5 процентов. А вот Toyota, потеряв за полгода 19 процентов от объема продаж, похоже, и вовсе решила отказаться от звания “Народная марка”.
– Объемов производства Toyota не хватает для полного удовлетворения спроса. Тем не менее, увеличивать производственные мощности в России концерн не намерен, скорее наоборот, – рассказал нам директор департамента продаж “Тойота Центра Невский” Геннадий Бавкин. – Компания в ближайшем будущем сместит акцент на внедорожники, а импорт легковых автомобилей будет сокращен. Причем некоторые модели, возможно, вообще не будут поставляться в Россию.
В целом, по мнению экспертов, российский авторынок в 2010 году вырастет на 15 процентов, правда, при этом не заставит себя ждать и цена, которая за первое полугодие приподнялась в среднем на 7 процентов. Зато кредитные ставки, напротив, идут вниз: теперь кредит на покупку автомобиля можно оформить под 14-16 процентов годовых, что на 2-3 процента ниже, чем в начале года.