Каким Петербург мог бы стать, но не стал. Чего тут только не построили!

Накануне Первой мировой войны В Петербурге было более 2 миллионов жителей, и город стоял перед теми же проблемами, что и сегодня: его инфраструктура не соответствовала количеству населения. Появились проекты прокладки новых городских магистралей. Пришедшие к власти большевики заимствовали многие из этих предложений, но далеко не все смогли довести до конца.

 

Дублер Каменноостровского проспекта

Первые планы строительства дублеров перегруженных магистралей появились еще в XIX веке. Самым загруженным был, конечно, Невский, а после начала бурного строительства на Петроградской стороне (к 200-летию Петербурга построили первый постоянный мост на Петроградскую – Троицкий) к нему добавился Каменноостровский проспект. Автор самого обстоятельного проекта реконструкции города того времени – «Задач преобразования Петербурга» – инженер Федор Енакиев  в 1912 году предлагал построить  дублер Каменноостровского проспекта, на который следовало перенести трамвайные пути. Он должен был идти от Троицкой площади по Малой Монетной, продолжив ее до Карповки, далее по Аптекарскому проспекту до будущего моста через Большую Невку на Выборгскую сторону, к Флюгову переулку.

Об этих смелых планах напоминает построенное в 1931 году здание общежития транспортного института на Малой Посадской, которое сейчас нелогично самым парадным своим фасадом, к тому же изогнутым дугой, выходит на узкую внутридворовую тропинку, идущую от Посадской к Малой Монетной.  Эта тропинка – все, что осталось от проектировавшегося дублера Каменноостровского, на который и должно было смотреть общежитие. Впрочем, через 70 лет, в 1982 году, в предложенном Енакиевом месте через Большую Невку построят Кантемировский мост. 

  • Другим нереализованным проектом Енакиева было создание проспекта Императора Николая II на месте засыпанного Крюкова канала от набережной Невы до набережной Фонтанки

Дублер Невского проспекта

Зато идея дублера Невского проспекта жила больше ста лет и обсуждалась еще в последние годы советской власти. В своем самом полном (дореволюционном) виде она представлялась следующим образом: от Дворцовой площади по Певческому мосту, через жилые кварталы по Шведскому переулку к каналу Грибоедова, по площади Искусств и Итальянской улице. Дальше были варианты. Либо по прямому, через Екатерининский институт (Публичка) и Мариинскую больницу, благо то и другое – казенные земли, и не придется решать проблемы с собственниками, – до Лиговки.  Либо выходить на улицу Жуковского. Параллельно с этим (северным) одно время была и идея южного дублера, от Кирпичного переулка по улице Ломоносова.

Единственное, во что вылились столетние мечтания, – безымянный проулок, появившийся в процессе реконструкции 130-го квартала (там, где «Стокман») и соединяющий улицы Маяковского и Восстания. Он планировался как пешеходная улица, но фактически стал внутридворовым проходом, плотно обстроенным со всех сторон. Этот проход может считаться последним по времени реализованным проектом перепланировки в исторической части города.

  • В 1869 году акционеры компании «Господа Мюссард, Бенуа и Буров» обратились к императору Александру II c проектом засыпать канал Грибоедова от Мойки до Ново-Никольского моста и проложить конную  железную дорогу, а рядом устроить бульвар. Проспект предполагалось назвать именем Александра II. Все мосты через канал предполагалось уничтожить, но, Банковский мостик с грифонами и металлический Ново-Никольский мост перенести в другие места. Александру I идея понравилась и он велел собрать комиссию из членов городской думы.  Комиссии проект показался авантюрным. Экспертизы показали, что проект в представленном на эскизах виде невыполним – почти нигде нельзя разместить и конку, и бульвар 

Гороховая улица, доходящая до Колпино

Главный архитектор Петербурга Петр Еропкин, казненный Анной Иоанновной, придумал знаменитые три луча, расходящиеся от Адмиралтейства,  – Вознесенский, Гороховую и Невский. Со временем лучи уперлись в тупики: первый – в Варшавский вокзал, второй – в ипподром (на Семеновском плацу, где нынешний ТЮЗ), третий – в Неву. Продолжить Гороховую думали еще до революции, а в генплане Ленинграда 1935 года первые два луча были продлены почти до самой границы города, причем Гороховая уходила до Колпина.

В послевоенное время эти планы стали реализовывать – только с конца: так появились Новоизмайловский проспект и Софийская улица, которая дошла до Колпина лишь несколько лет назад. Они лежат ровно на линиях Вознесенского-Измайловского и Гороховой. Но соединить их не смогли. Идея продления последней умерла довольно быстро, хотя на улице Салова и успели построить несколько домов, которые стоят к ней под углом, так как ориентированы на будущую магистраль. А от соединения Измайловского с Новоизмайловским отказались только в 90-е годы, распродав под застройку всю землю за Варшавским вокзалом и сохранив тем самым от сноса сам вокзал.

Станислав Волков

На заставке: то, что осталось от трезубца Еропкина