По последним данным исследователей, к концу 2009 года в Петербурге к Интернету подключились более одного миллиона частных абонентов. Учитывая, что с одного домашнего компьютера в Сеть могут выходить сразу несколько человек, то реальных пользователей примерно в 2,5 раза больше. То есть около 60 процентов горожан регулярно попадают в Глобальную паутину.
В Сеть – как на работу
По этим показателям город на Неве идет следом за Москвой. Там пользователей не 2,5 миллиона, как у нас, а порядка 6 миллионов человек. Чтобы оценить темпы прироста сетевой аудитории, можно вспомнить, что еще три года назад в обеих столицах Интернетом пользовались лишь около трети населения.
По остальной России средние показатели ниже. ВЦИОМ подсчитал, что в прошлом году Интернетом в России пользовались лишь 32 процента граждан (для сравнения: в Италии к нему приобщены 55 процентов населения, в Германии – 70 процентов, в Великобритании – 71 процент). Этот показатель не меняется в нашей стране уже несколько лет. Но происходит внутреннее перераспределение. Все больше россиян стали прибегать к глобальному разуму постоянно, а не от случая к случаю. По сравнению с 2006 годом увеличилась доля тех, кто заходит в Сеть ежедневно – с 5 до 15 процентов. 8 процентов делает это несколько раз в неделю, 6 процентов – несколько раз в месяц.
В мегаполисах число “еженедельных” юзеров гораздо выше – почти половина петербуржцев и чуть более половины москвичей, то есть подавляющая часть тех, кто вообще подключен к Интернету.
Россияне читают, но не пишут
Что же все эти люди делают в Сети? Социологические исследования позволяют сравнить интересы пользователей в глубинке и в больших городах. Так, в целом по стране следующая картина:
– с целью получения необходимой информации и расширения кругозора – 41 процент;
– для общения – 38 процентов;
– по работе – 23 процента;
– узнавать новости и погоду – 14 процентов;
– проводят досуг – 14 процентов;
– для учебы – 12 процентов;
– для переписки – 9 процентов;
– совершают покупки в интернет-магазинах – 2 процента.
Это данные ВЦИОМ. Фонд общественного мнения в прошлом году провел свое исследование, но только среди жителей крупных городов страны, в том числе и Санкт-Петербурга. В результате выяснилось, к каким сайтам люди обращаются чаще всего:
– социальные сети, почта, сайты общения – 79 процентов;
– новостные – 63 процента;
– поисковые – 43 процента;
– скачивание или прослушивание музыки – 47 процентов, видео – 42 процента;
– интернет-магазины – 16 процентов.
Видно, что Интернет для россиян, и особенно для петербуржцев, – это прежде всего средство общения. При этом аналитики, сравнивая предпочтения отечественных и зарубежных юзеров, отмечают, что наша аудитория плохо использует возможности Сети. В отличие от европейских стран, США и Японии у нас еще слабо развита онлайн- торговля, а также оплата услуг на сайтах. Например, каждый пятый европеец свободно пользуется сетевым банкингом, то есть следит за своим счетом, перечисляет деньги с него или на него, погашает кредиты. В России это умеют делать лишь 4 процента пользователей. И большинство из них проживает в Москве или Петербурге. Второе отличие: россияне чаще лишь потребители, а не производители информации в Интернете. Люди охотнее читают, смотрят и слушают в Сети, чем сами пишут, размещают аудио- и видеоролики или хотя бы комментируют имеющиеся. Только 18 процентов “интернетчиков” завели свои блоги или странички в Сети. В США этот показатель примерно в три раза выше.
2010-й – год дешевого Интернета
В Петербурге и так уже давно практически в каждом доме можно подключиться к Интернету. Там, где еще нет крупных провайдеров, свои услуги предоставляют мелкие фирмочки. Эксперты отмечают, что в 2010-м лидеры рынка сконцентрируются, скорее, не на расширении своей территории, а на улучшении качества услуг, чтобы таким образом переманить клиентов. Обычным пользователям это предвещает повышение качества связи и увеличение скорости при сохранении тарифов. Будет меньше плановых ремонтов на линиях. Улучшится работа сервисных центров, меньше придется ждать ответа операторов. Также появятся новые, более дешевые тарифы. В том числе провайдеры намерены развивать систему скидок и бонусов. Еще одно направление, которое намерены осваивать провайдеры, – расширение набора предоставляемых услуг. Все больше “продавцов Интернета” заодно предложат и цифровое телевидение, и телефонию.
Средняя ежемесячная плата за Интернет составляет:
– В России – 500 рублей.
– В Магаданской области – 1030 рублей (самый дорогой Интернет в стране).
– В Архангельской области – 326 рублей (самый дешевый Интернет в стране).
– В Москве – 516 рублей.
– В Санкт-Петербурге – 461 рубль.
От компьютера – к телефону
2009 год в сфере коммуникации в Петербурге прошел под знаком мобильного Интернета. Сотовые операторы обратили на него внимание, и, как результат, абоненты получили безлимитные тарифы, повышение скоростей, снижение стоимости трафика и оборудования в сетях 3G. По подсчетам информационно-аналитического агентства “Неделя сотовых технологий”, уже более 650 тысяч горожан активно пользуются мобильным Интернетом – это около 15 процентов жителей города. Но только 5 процентов петербуржцев, которые прежде пользовались стационарным Интернетом, отказались от него в пользу мобильного. Еще около трети совмещают технологии.
Но пришедшая в 2009-м в город Yota (связь четвертого поколения) пока отстает от сетей мобильных операторов по числу абонентов. Связь 4G оказалась менее популярной, чем 3G. Во многом это объясняется тем, что разрекламированная технология пока не отвечает заявленным характеристикам, она медленнее, чем было обещано, да и покрывает пока даже не весь Петербург.
По данным того же агентства “Неделя сотовых технологий”, абонентская база пользователей мобильного Интернета в Петербурге в сетях 3G и 4G распределилась следующим образом:
“МегаФон” – 225 тысяч абонентов;
“Билайн” – 142 тысячи;
МТС – 115 тысяч;
“Скай Линк” – 98 тысяч;
Yota – 70 тысяч.
По большому счету ситуация с мобильным Интернетом в Петербурге сейчас сравнима с показателями в столицах развитых стран. В Европе им так же пользуются около 13–15 процентов людей. Аналитики прогнозируют, что к 2014 году эта цифра вырастет до 40–45 процентов. Аналогичное развитие событий предрекают и Петербургу. В этом году по меньшей мере ожидается ценовая война между сотовыми операторами, в результате стоимость мобильного Интернета станет еще меньше.
Рейтинг продвинутых стран
(по количеству пользователей Интернета на 100 человек)
1. Нидерланды – 91,35
2. Норвегия – 80,88
3. Новая Зеландия – 80,41
4. Канада – 76,77
5. Швеция – 76,76
…
66. Марокко – 21,14
67. Россия – 21,05
68. Таиланд – 21
…
130. Камбоджа – 0.48
131. Эфиопия – 0.35
132. Бангладеш– 0.32
133. Таджикистан – 0.30
134. Восточный Тимор – 0.12
(По данным отчета Всемирного экономического форума за 2008–2009 годы)
Кого в Интернете больше всего
Рейтинг стран по абсолютному количеству пользователей
1. Китай – 253 миллиона
2. США – 223 миллиона
3. Япония – 88,11 миллиона
4. Индия – 80 миллионов
5. Бразилия – 50 миллионов
…
9. Италия – 32 миллиона
10. Россия – 30 миллионов
11. Канада – 28 миллионов
…
98. Тринидад и Тобаго – 430,8 тысячи
99. Гондурас – 424,2 тысячи
100. Танзания – 400 тысяч
(По данным сайта IndexMundi.com)
Динамика интернет-аудитории в России
(число пользователей, ежедневно выходящих в Сеть)
2009 – 23,9 миллиона человек
2008 – 17,7 миллиона человек
2007 – 11,9 миллиона человек
2006 – 9,5 миллиона человек
2005 – 6,8 миллиона человек
(По данным Фонда общественного мнения)