На этой неделе должен быть определен победитель конкурса на лучший проект памятника Багратиону. Памятник собираются установить на бывшем Семеновском плацу недалеко от ТЮЗа и сидящего Грибоедова.
После первого тура конкурса жюри выбрало из 33 проектов четыре. И это решение жюри можно назвать достаточно разумным. Отобрали варианты “25076” (скульпторы М. Цхададзе, А. Иванов, архитектор В. Бухаев), “13535” (скульпторы Я. Нейман и Н. Анануров, архитектор Г. Челбогашев), “71156” (скульптор Н. Анциферов), “89862”, 1 вар. (скульптор В. Маслов, архитекторы В. Валовень, Г. Кожин). Результаты голосования по первой четверке: за Цхададзе было подано 11 голосов, за Маслова – 9, за Неймана – 6, за Анциферова – 6.
Напомню, что я в своей статье (“Город 812”. 2009. № 2) предлагал выбирать между “25076” и 71156″. В общем, так жюри и поступило.
В качестве задания второго тура скульпторам предложено представить метровую модель памятника.
Из отобранных четырех проектов наиболее слабой является работа Неймана и Ананурова. Между прочим, эти скульпторы представили на конкурс две модели, и обе имели один и тот же существенный недостаток: чрезмерное увлечение плащом, обернутым вокруг фигуры. В одной драпировка Багратиона в плащ приводила к комическому эффекту, в другой дело обстояло чуть лучше, но все равно этот романтический атрибут нарушал пластическую ясность фигуры и казался ненужным. Очевидно, что ни Багратион, ни скульпторы не знали, что с этим плащом делать, поэтому – чтобы плащ не закрывал ноги и не превращал статую в пирамиду – Багратион его нелепо поднял, словно собрался войти в воду. Нейман в последние годы работает все слабее (памятник Г. Тукаю, “Дворник”), и эта неудача кажется вполне закономерной.
Багратион в исполнении Маслова представляется воплощенным пластическим штампом. Маслов был известен по работе в фирме “Ниена”, где он был главным скульптором. Фирма делала маленькие модели известных памятников – Маслов, например, был автором скульптурок “Медный всадник” и “Памятник Александру III”. В октябре 2007 г. в Петербурге разгорелся скандал: обнаружилось, что управление делами Администрации губернатора заказало подарочные наборы шампуров общей стоимостью 461 тыс. руб. – 5 наборов шампуров “Золотые кадры” и 3 набора шампуров “Соболя”. Бронзовые ручки семи шампуров из набора “Золотые кадры” представляли собой фигурки (длиной 14 – 15 см) персонажей из фильмов “Кавказская пленница” и “Джентльмены удачи”: Никулин, Вицин, Моргунов, Леонов и т.д.; шампуры “Соболя” имели ручки в виде бронзовых фигурок соболей (длина 9 – 10 см). Шампуры изготавливала фирма “Галерея “Велис”” (Москва), а модели были сделаны В. Масловым.
Иными словами, Маслов всегда работал в малых формах, и я сомневаюсь, что он потянет большой памятник. Может получиться метровой длины рукоятка для шампура.
Остаются модели Анциферова и Цхададзе с соавторами, из которых мне больше нравится вторая. Обе довольно спокойны и неоригинальны, но любая оригинальность в отсутствие таланта окажется претенциозностью и оригинальничаньем, поэтому средний уровень, тщательно отобранный второй сорт, кажется мне оптимальным.
Анциферовский Багратион повторяет идею памятника Горькому в Москве работы В. Мухиной (опорная правая нога, опирается на трость). Что касается работы Цхададзе с соавторами, то и тут можно привести аналог постановки ног (одна нога опорная, другая на возвышении): самодельный памятник Кутузову (автор – местный кузнец О. Бартошек), открытый в конце ноября 2005 г. в ходе торжеств, посвященных 200-летию битвы под Аустерлицем (ныне около г. Славков, Чехия). В этой же позе часто изображают Наполеона в музеях восковых фигур.
Это вполне банальная поза доминирования, “попирания”, достоинство которой заключено в том, что читается она однозначно. В этой же позе изображена “Юдифь” Джорджоне, попирающая левой ногой голову Олоферна. Только различие состоит в том, что Юдифь на картине держит меч правой рукой, а шпага Багратиона висит на левом боку.
Естественно, неудачным для памятника является намеченное место установки. В этом смысле памятник Багратиону разделит участь напрасно восстановленного в 2003 г. памятника Петру I на Б. Сампсониевском пр., который буквально убит контекстом. Дотянуться до гениальности размещения памятника адмиралу Крузенштерну, пожалуй, в Петербурге уже не удастся никому и никогда.