Какого Чайковского поставят в Петербурге. Четыре версии

Жюри не смогло выбрать одного победителя конкурса на памятник Чайковскому – выбрало двух. Отсутствие реальных итогов конкура на памятник Чайковскому для площади перед Концертным залом Мариинского театра (два победителя – это все равно, что ни одного или необходимо объявлять третий тур) породили у наблюдателей четыре версии дальнейшего развития событий.

  • Работа Екатерины Пильниковой

Первая версия. Оба выигравших проекта – скульптора Екатерины Пильниковой (пятиметровый бронзовый Чайковский и дуэта скульптор Виктор Гаврилов – архитектор Виталий Чернышев (голова  композитора из металлических пластин высотой в 4 метра) поступают, как и записано в условиях конкурса, в распоряжение Мариинского театра. А затем маэстро Валерий Гергиев с помощью своего благотворительного фонда ищет спонсоров для установки памятника. Возможно, в ходе переговоров выяснятся предпочтения тех, кто будет давать деньги.

Проект, которому не достанется площадь  рядом с театром, отправится в другое место. Например, в иной российский город – в конце концов, Чайковского исполняют и знают везде.

Кстати, тот факт, что по условиям конкурса победитель должен быть один, а не два, наблюдателей не беспокоит. По той простой причине, что в тех же условиях нет юридических обязательств установить памятник по проекту победителя, призера или кого-то еще.

По слухам, в самом театре хотели бы видеть памятник Чайковскому, созданный Гавриловым-Чернышевым. Его еще в первом туре назвали «Голова». Чтобы авангардистское решение монумента, каких нет в Петербурге, привлекло бы в Маринку новую публику.

  • Проект Виктора Гаврилова – Виталия Чернышева

Вторая версия. Городские власти хотят вернуться к идее памятника нашему всему в музыке не в относительно тихой Коломне, а в самом центре Петербурга, на Невском проспекте перед портиком Руска. Несколько проектов для этой локации созданы разными скульпторами в разные годы. Можно провести новый конкурс, дата 180 лет со дня рождения композитора, все равно, миновала. Если верна эта версия, то о нынешнем конкурсе постепенно забудут. Всегда можно сослаться на недостаток средств или уже упомянутое отсутствие обязательств.

  • Проект Екатерины Пильниковой

Третья версия. Пандемическое время сделало неактуальным, во всяком случае, на ближайшее время, установку новых памятников. Тем более, что любой Чайковский перед Концертным залом Мариинского театра потребует нового дорогостоящего благоустройства территории.

  • Проект Виктора Гаврилова – Виталия Чернышева

Существует и четвертая версия – примирительная. Голову устанавливают у Концертного зала, фигуру с партитурой в руках – у портика Руска.

Справка (для любителей считать деньги в чужих карманах). Призовой фонд конкурса составляет 5 млн рублей. Его предполагалось разделить так: 3-е место – 500 тысяч рублей, 2-е- 800 тысяч, 1-е – 1,2 млн рублей. Плюс поощрение по 500 тысяч на каждого из пяти участников второго тура, если они выполнят определенные условия при подготовке проекта. По источникам, команда Евгения Туния, занявшее третье место, получит полмиллиона. Победители разделят фонд поровну – по 1 млн рублей. О судьбе остальных денег не сообщается.

Вадим Шувалов