Казус Мейерхольда в Театральном музее

В Театральном музее (улица Зодчего Росси, 2А) открылась выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда», посвященная 150-летию со дня рождения реформатора русского театра и его главной постановке.

Наталия Метелица, директор Театрального музея, руководитель проекта, собрала звездный состав участников: 11 музеев, включая Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, Музей им. Бахрушина, Музей им. Щусева, Музей Академии художеств, Пушкинский дом, а также частных коллекционеров, чтобы создать выставку–спектакль, выставку–размышление, выставку–реквием.

По словам Ирины Климовицкой, куратора выставки, она предложила такой принцип: «не соединяя родственное, сопрягать неочевидное». В фокусе выставки – три основных сюжета: «Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург».

Первый относится к строительству в 1930-е годы нового здания ГосТиМ – Государственного театра имени Мейерхольда в Москве. Второй и третий тесно переплетаются, ведь «Ревизор» сочинен Николаем Гоголем не столько про глухую провинцию, вспомним слова городничего: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», сколько про имперскую столицу и ее нравы.

Автор дизайна выставки – Юрий Сверчков, известный сценограф и музейный художник, превратил три зала выставочного пространства в одну большую стройку. Стены обиты гипсокартоном, из них «торчат» фрагменты строительных лесов. Идет большая стройка – Театра, Человека, Мировоззрения.

Один из первых посетителей выставки, видимо, не поняв замысла, оставил отзыв: «Не доделали выставку, гипсокантон не убрали».

Художник и куратор предложили сквозной мотив башни, которая, опять же, может иметь как архитектурный, так и символический смысл.

Новое здание для театра ГосТИМа собирались построить на Триумфальной площади в Москве. Первые проекты в начале 1930-х делал сам Мейерхольд. Затем архитекторами Щусевым, Голосовым и Гольцем разрабатывались варианты фасадов будущего здания. Предполагалось, что их будут украшать большие картины, выполненные мозаикой, изображающие сцены из спектаклей ГосТИМа. К 1938 году новый театр в кирпиче и бетоне вчерне был выстроен. Однако после закрытия ГосТИМа он был передан Московской филармонии как концертный зал. В том же году в угловой части здания открылась станция метро «Маяковская».

На выставку в Театральный музей привезли шесть сохранившихся пробных мозаик с персонажами из спектакля «Ревизор», они хранятся в Мозаичной мастерской Академии художеств. Из Музея им. Щусева – эскиз для мозаики «Шествие», которого не было на выставке в Музее Исаака Бродского. Те пять, что там были, переехали на улицу Зодчего Росси. Кроме художников, авторов эскизов мозаик, названы имена мозаичистов.

Архитектурные чертежи показывают щусевскую «Творческую башню» – как место, где должна помещаться лаборатория для актеров, режиссеров, драматургов, художников, музыкантов и всех остальных, причастных к театральному цеху.

Портрет Мейерхольда, созданный в 1925 году Петром Вильямсом, показывает режиссера в зените славы.

Главное в зале под названием «Ревизор» – соединение пьесы Гоголя и картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Было бы сильным преувеличением считать, что Гоголь, увидев «Помпею», и сильно впечатлившись (что является известным фактом), тут же побежал сочинять «Ревизора». Но что Гоголь не любил столицу – тоже общее место. «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект» – заметил Гоголь в повести «Невский проспект», сочиненной за два года до премьеры «Ревизора».

Если «Помпеи» -символ победы христианства, то «Ревизор» – тайная надежда Гоголя на улучшение сословной, коррумпированной России. А спектакль Мейерхольда, прошедший с аншлагами 440 раз, – его надежда на утверждение нового советского театра.

Поэтому на видео соединены фотографии сцен из спектакля Мейерхольда, его репетиции и походы на стройку ГосТИМа, а также двигающиеся персонажи брюлловской картины.

Здесь Сучков строит другую башню. На ее вершине – черный цилиндр: в похожем Эраст Гарин играл Хлестакова в мейерхольдовском спектакле. Ниже – подлинный генеральский кавалергардский мундир Николая I. У подножия – первое издание «Ревизора», которое вышло в 1836 году и продавалось в Александринском театре в день премьеры.

Вокруг башни развешены по гипроковским стенам 19 эпизодов, это переклички биографий Гоголя, иногда его персонажей с Мейерхольдом. Например, Гоголь – Николай I, Мейерхольд – Луначарский. Этот прием омажирует 15 эпизодам мейерхольдовского спектакля «Ревизор», куда были включены фрагменты гоголевских пьес «Игроки» и «Женитьба». У Хлестакова был аватар –«Заезжий офицер», который в эпизодах самого отчаянного вранья, предоставлял самозванцу свой мундир.

Кстати, в ближайшие месяцы ожидается выход академического, полностью расшифрованного и прокомментированного режиссерского экземпляра «Ревизора». По сути, это партитура спектакля, по которой можно судить о мейерхольдовских замыслах.

Третья часть выставки называется просто – «Эпилог». Тюремное фото Мейерхольда; текст приговора Верховного Суда «обжалованию не подлежит», где перечислены добытые под пытками 65-летнего человека «деяния»; картина «Ад» неизвестного художника начала XVI века и объект современного художника Юрия Аввакумова «Рабочий и колхозница», где мухинская скульптура разрывает татлинскую башню-мечту «Третий Интернационал».

Выбор куратора

Театральная афиша премьерного спектакля «Ревизор». Она вклеена в альбом Дирекции императорских театров. На полях инспектор труппы Александр Храповицкий оставил свой комментарий:

«Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество».

Силуэтный портрет Мейерхольда, сделанный в 1920-е годы уличным художником за одну минуту. Был подарен актеру Николаю Сибиряку, сейчас принадлежит его внуку Ивану Хотинскому-Сибиряку.

.

Выбор Города 812

Эпизод №9 «Я везде». В 1947 году Эйзенштейн заметил: «Невозможность для меня работать на театре. Куда ни глянешь, куда не ступишь, Мейером уже все сделано. Мейер везде». И это, когда имя Мейерхольда уже 10 лет как вычеркнуто отовсюду.

Фарфоровые фигуры Мейерхольда, отлитые в 1930-е годы на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизу Кукрыниксов. Малотиражная (вероятно, для подарков) серия состояла из фарфоровых Мейерхольда, Станиславского, Качалова, Москвина.. В 1950–е годы ее повторили без Мейерхольда.

На выставке – три разные версии. Две расписанные находятся в собрании Театрального музея. Одна белая, без росписи в коллекции кинорежиссера Александра Слободского. В 1950-е годы его дед-актер выступал на ЛФЗ и получил фигурку в подарок. Видимо, кто-то сохранил «запрещенное».

По некоторым источникам, в конце 1980-х годов по инициативе Марии Валентей (1924-2003), внучки Мейерхольда, которая положила жизнь для его полной реабилитации, на ЛФЗ были исполнены новые версии фигурок. Но пока их никто не видел. Коллекционерам фарфора есть чем заняться.

Выставка работает по 6 апреля 2025 года.

Борис Вадимов