Кино про Льва Яшина. Скандалов не будет и сборов не будет?

Хотя чемпионат мира по футболу в России давно закончился, запущенный к мундиалю на самом высоком уровне механизм по популяризации в стране игры миллионов продолжает работать. Один фильм выйдет в прокат на этой неделе. Другому обещали блестящую кассовую судьбу «Легенды № 17», но теперь говорят, что главное – нести людям радость.

Про то, как все начиналось

На этой неделе в Петербурге начнут показывать «Дикую лигу». Фильм, посвященный зарождению футбола в России, выходит с задержкой – создателей подгонял даже глава российского Министерства культуры Владимир Мединский. Те в свою очередь сдвиг сроков объясняли участием в проекте американских актеров, хотя вполне можно было обойтись и без них, если все действие происходит в России 1909 года. При этом собственно съемки, как не без гордости рассказывал на предпремьерном показе в Петербурге продюсер «Дикой лиги» Игорь Добровольский, ушло только 27 дней – больше года занял так называемый постпродакшн.

Понимаю, что под этим словом подразумевается озвучание, монтаж и прочие киноштуки, и не понимаю, как за четыре недели можно снять хороший художественный фильм, тем более костюмный, тем более про спорт с его спецификой. Так и случилось. И здесь продолжилось бесконечное тиражирование футбольных клише. Как сняли в 1936 году «Вратаря» по Льву Кассилю, так ничего другого и не придумали. Там – грузчика арбузов, не имеющего никакого представления о футболе, привозят в Москву и делают вратарем сначала заводской команды, а затем сборной страны, все это на фоне любовных переживаний и борьбы характеров, а в финале футбольный матч, в котором главный герой забивает решающий гол.

Здесь – все то же самое с волжским бурлаком, вокруг которого собираются карманники, уголовники похлеще, сутенеры, юродивые, голодранцы и прочее отребье с Хитровки, чтобы научиться играть в футбол и обыграть команду, составленную из представителей высшего света. Судя по всему, именно так авторы фильма представляют рождение московского «Спартака», команды, которую по сей день в футбольных кругах называют народной. Неудивительно, что в роли азартного и патриотично настроенного фабриканта, прежде развлекавшегося кулачными боями, а теперь не жалеющего денег на новое развлечение, ярый поклонник «Спартака» актер МХТ им. Чехова и звезда многочисленных сериалов Дмитрий Назаров. Ну а собранная им команда играет, конечно,  в чуждой нам красно-белой форме. И никаких других исторических параллелей искать не стоит, о чем авторы честно предупредили отдельным титром. Впрочем, они в курсе, что в Петербурге в футбол начали играть раньше. Правда,  с некоторым пренебрежением признали этот факт, называя наших  футболистов «петербургскими барчуками»

Если «Вратарь» был добрым и по-хорошему наивным кино, то в «Дикой лиге» есть все, без чего сегодня, как, видимо, представляется людям искусства, не заманить зрителя в кино. Уже другие, современные клише – взятки (полицмейстер готов за тысячу рублей выпустить угодившего в участок героя), наркотики (одна благородная дама в споре на любовном фронте одурманивает каким-то зельем другую), разврат (сцен в публичном доме никак не меньше, чем собственно на футбольном поле) и даже рейдерский захват а-ля начало ХХ века. Но несмотря на все эти усилия, как уверяют знатоки кинопроката (киновед Алексей Дунаевский, например) фильм обречен на то, чтобы пройти в Петербурге при пустых залах.

Разве что поклонники футбольного таланта Артема Дзюбы, чье имя вынесено на афиши, могут оживиться, но их считаю своим долгом предупредить: ждать появления Дзюбы придется более двух часов. Экранного времени зенитовцу, причем в форме современной сборной России, отвели не более тридцати секунд и перед самыми финальными титрами. Этими, по сути, документальными кадрами авторы, видимо, попытались соединить две абсолютно разные футбольные эпохи, а заодно оправдать вложенные в проект государственные средства.

Оправдываться приходится, привлекая большие имена. Так продюсер Добровольский, представляя фильм в Петербурге, увидел символику в том, что «по чистой случайности премьера фильма состоялась 7 октября, в день рождения Владимира Путина, возродившего футбол в России, организовав проведение чемпионата мира, а в широкий прокат он выходит 24 октября, а эта дата считается днем рождения футбола в России».

24 октября 1897 года в Петербурге действительно был сыгран первый в России официальный матч – на Кадетской линии команда «Василеостровского кружка футболистов» победила 6:0 «Кружок любителей спорта». Хоть с этим все точно.

Про великого вратаря и его родственников

На этой неделе отмечают еще одну футбольную дату – 90-летие Льва Яшина, футбольного вратаря, который действительно был в свое время лучшим в мире.

Но к этому юбилею российская киноиндустрия не поспела – премьера давно запущенного, но с трудом пробивавшегося к зрителю байопика «Вратарь моей мечты» перенесена на ноябрь. Про этот фильм заговорили на самом высоком уровне, практически сразу после «Легенды № 17»: посмотрев фильм про Валерия Харламова, Владимир Путин дал наказ создать ряд картин, посвященных величайшим советским спортсменам. Естественно, сразу вспомнили про Яшина,  правительству было отдано распоряжение рассмотреть возможность съемок фильма о вратаре-легенде и буквально через несколько дней о начале работ над картиной с названием «Они играли за Родину» (параллель с «Они сражались за родину» Сергея Бондарчука!) объявила одна киностудия. Но через пару месяцев о своем желании снять картину про Яшина заявить другая, со словом Кремль в названии. Первый проект, смущенный, видимо, патриотической вывеской конкурента, исчез.

Несмотря на такую предысторию, получить господдержку создателям фильма удалось только на четвертый год, и это были 20 миллионов рублей при минимальном бюджете в 320 миллионов (в итоге вышли на цифру 360). Рассматривалась идея сбора денег на проект путем краудфандинга. Но потом обошлись другими возможностями  – подключился олигарх Алишер Усманов, поклонник динамовского клуба, болевший, правда, прежде исключительно за «Зенит» Сергей Степашин и другие.

Когда подключились такие силы, стала боле сговорчивой  и Валентина Яшина – вдова вратаря. «Помру – тогда можете художественный фильм делать, и что кому взбредет в голову, пусть делает. Я видела про Боброва фильм – отвратный», – такой была первая реакция на идею фильма об ее муже. Валентина Тимофеевна, судя по всему, имела в виду ленфильмовскую ленту Виктора Садовского «Moй лучший дpуг, гeнepaл Bacилий, cын Иocифa» 1991 года о взаимоотношениях Василия Сталина и знаменитого футболиста и хоккеиста Всеволода Боброва.

Несмотря на преклонный возраст, Валентина Яшина активно участвовала в создании этого фильма, и история с супругой Владимира Кондрашина, судившейся с авторами «Движения вверх», собравшего рекордную кассу, не повторилась. Другое дело – какой ценой. Яшиной на рецензию в общей сложности было представлено шесть сценариев потенциального фильма о ее муже, она приняла только работу Владимира Валуцкого, но все равно, как он вспоминал, что-то вычеркивала и дописывала. «Этот сценарий наиболее близок к тому, что было в жизни Льва Яшина. Он не искажает факты», – объяснила свой выбор Валентина Тимофеевна. В силу возраста и понимания эпохи у них с Валуцким было доверие и общий взгляд на историю, сыграло свою роль и имя сценариста. «Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Благословите женщину» – это все его творчество. Сценарий Валуцкого был взят за основу весной 2015 года, незадолго до его кончины.

Естественно, участвовала вдова Яшина и в выборе актрисы – прежде всего той, что играла ее саму в молодости. Правда, здесь Валентина Тимофеевна оказалась не столь дотошна («Пусть будет курносенькая, а вся ответственность на мне») и роль досталась восходящей звезде отечественного кинематографа Юлии Хлыниной – ученице Константина Райкина, которую широкая публика узнала после сериала «Таинственная страсть» по Василию Аксенову. Яшину в зрелом возрасте сыграла звезда еще советского кино Галина Беляева («Мой ласковый и нежный зверь»).

Вокруг исполнителя главной роли интриги оказалось значительно больше. Поначалу выбирали между Евгением Цыгановым и Игорем Петренко, после них в претендентах ходил Максим Матвеев, зять самого известного петербургского болельщика Михаила Боярского. Но в конце концов было решено взять незамыленного актера и остановились на Александре Фокине, успевшего сняться в кино лишь раз, да и то когда уже шла работа над «Вратарем моей мечты».

Фокину пришлось осваивать вратарское мастерство, чтобы все было в фильме более достоверно. В этом ему помогли тренировки под руководством Василия Фролова – это родной внук Льва Яшина (он был профессиональным голкипером, играл, правда, исключительно за команды низших дивизионов, в том числе за петербургское «Динамо»).

С режиссерами фильма возникла та же чехарда, как и с исполнителями главной роли. Один ушел, другого пришлось заменить, потому что он слабо разбирался в футболе. До финального свистка в итоге работал Василий Чигинский, начинавший на Леннаучфильме и снявший однажды уже байопик «Первый после Бога» из жизни подводника Александра Маринеску. Большая часть нынешних съемок проходила в Крыму, на стадионе города Саки – аутентичной арене, нуждающейся в полной реконструкции и именно поэтому подходящей для передачи духа того времени. Но выезжала съемочная группа и в Англию, Францию и даже Южную Америку.

События фильма охватывают всю футбольную карьеру Льва Яшина, начавшуюся в 1949 году и завершившуюся прощальным матчем против сборной мира в Москве весной 1971-го. А потому среди действующих лиц масса исторических персонажей, как и в «Движении вверх». Есть, конечно, интрига в том, дотянется ли «Вратарь моей мечты» до кассового рекорда российского кинематографа, но создатели фильма сразу оговаривают: «Государство, оказывая поддержку российскому кино, вправе ожидать создания высокохудожественных фильмов о нашей истории, несущих свет и радость людям, а не примитивных коммерческих фильмов». То есть на сборы, видимо, не очень рассчитывают.

Значит, надо будет оценивать свет и радость.

Сергей Лопатенок