Эрмитаж обновляет постоянную экспозицию «Культура и искусство Китая», расположенную на третьем этаже Зимнего дворца. На днях открылись три первых зала, начали с эпохи династии Цин (1644–1911), когда искусство фарфора, резных камней и расписных лаков достигло того уровня, которое сделало их частью всемирного наследия.
Экспозиция была закрыта для публики 15 лет. Многие предметы представлены и в новой версии экспозиции, это касается мебели, фарфора, лаков, эмалей.
Три предмета даже физически никуда не перемещаются с незапамятных времен. Это два бронзовых слона и ширма. Слоны – самые большие в мире из тех, что украшены перегородчатыми эмалями. Изготовлены во второй половине XVIII века. В Китае слон – символ благополучия, ваза звучит омофоном по-китайски как мир. Таким образом слон с вазой – символ мира, благополучия и стабильности в стране.
Такие слоны ставили в тронных залах китайских императоров. Как эти два слона попали в Россию, пока не установлено. В Эрмитаже они находятся с начала 1930-х годов.
Ширма длинной 6 метров, украшенная коромандельскими цветными лаками – самая большая подобная ширма в России. В 1911 году ее приобрел в Англии Александр Половцов для Музея барона Штиглица. Через 15 лет уже при советской власти ширма поступила в собрание Эрмитажа.
.
Выбор Марии Меньшиковой, сокуратора новой экспозиции.
Экран высотой два метра изготовлен в 1770-х годах по личному указанию императора Цяньлуна, его личная вещь для усадьбы в Запретном городе.
Экран ставился в проем двери, чтобы злые духи, которые двигаются только по прямой, не могли проникнуть в жилище. Сквозняк тоже числился по разряду злых духов.
На экране изображены сосна, бамбук и слива как три круга зимы. Вечнозеленая сосна, в снегу рос бамбук, пока лежал снег начинала цвести слива. Пейзаж является символом китайского Нового Года, начала весны. На задней стенке экрана нефритом выложены иероглифами стихи императора об ожидании весны.
Для изготовления экрана потребовались железное дерево, желтый фон сделан из кожи бамбука, инкрустации из нефрита и красного дерева, скала вырезана из лазурита, бамбук и ветки сосны из нефрита, вставки выполнены из перегородчатой эмали с золочением. Такая работа требовала усилий десятка мастеров разных специальностей. Экран попал в Эрмитаж в 1926 году из Музея барона Штиглица. Экспонируется впервые.
Бронзовые холодильники для помещений (два) с перегородчатыми эмалями и позолотой. Изготовлены на рубеже XVIII- XIX веков. Подарок императора Гуансюя на коронацию Николая II в 1896 году.
«Лунная» фляга императорская, того же времени из того же подарка. Основной цвет для китайской перегородчатой эмали – бирюзовый, а здесь использован золотистый желтый – эксклюзивный императорский цвет. Иероглифы и изображения содержат пожелания долголетия, счастья и процветания.
Шкатулка с иероглифом «весна», божеством долголетия и драконами. На деревянную основу было нанесено 120 (!) слоев красного и разноцветного лака. Только по лаку, и ни в коем случае не по дереву производилась резьба. В шкатулке хранились сладости. Поступила в Эрмитаж в 1933 году из этнографического отдела Русского музея.
.
Выбор «Города 812»
Буйвол. Нефрит. Предмет XVI- XVII веков, то есть, возможно, времен предыдущей династии Мин. Поступил в Эрмитаж в 1926 году, ранее находился в собрании графини Елизаветы Владимировны Шуваловой (1855-1938), дальней родственницы Романовых, известной под светским именем Бетси, также активно занимавшейся благотворительностью, как в Петербурге, так и позднее в Париже.
Борис Вадимов