Когда «Формула-1» переедет от Ротенбергов к Ковальчукам. Из Сочи в Петербург

Скандал случился с подачи английской газеты Daily Mail – она сообщила, что «Формула-1» переедет из Сочи в Петербург, где появился новый автодром, принадлежащий  Юрию Ковальчуку. Это заявление должно было огорчить братьев Ротенбергов, курирующих автодром в Сочи. Поэтому Daily Mail опровергли на высшем уровне. Но автодром под Петербургом  действительно есть. Присматривались к нему.

До этого в СПб был один спортивный объект мирового уровня – строившийся 10 лет стадион «Газпром Арена». А теперь есть еще второй – автодром «Игора Драйв». Отличия от стадиона: 1) находится он в 50 км от города, рядом с горнолыжным курортом «Игора»; 2) строился быстро, без шума, не привлекая к себе внимания.

Шум – и большой – начался только сейчас, когда автодром  уже  практически готов. Английская газета сообщила, что проект автодрома под Петербургом курирует лично Владимир Путин. Что строит  автодром  друг президента и совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук. Что трассу построили по проекту Германа Тильке – а его называют главным архитектором «Формулы-1»: каждый второй автодром в мире «Больших призов» – это детище немца. Что в конце прошлого года в «Игору» приезжал Жан Тодт – президент Международной автомобильной федерации (ФИА), проводящей гонки «Формулы-1». Француз, между прочим, тоже отлично знаком с Владимиром Путиным.

В общем, по всему у британцев выходило, что «Формула-1» переедет в Петербург.

Сказали свое слово и действующие гонщики. Единственный в «Формуле-1» россиянин Даниил Квят старался быть дипломатичным: «Здесь (в Сочи) хорошо, но там (в СПб), может быть, будет еще лучше.  Возможно, это хорошая идея переместить этап ближе к большим городам – Москве и Петербургу. Будет больше зрителей на трибунах, кроме того, это большая доступность для болельщиков из Европы, что тоже плюс».

«За» высказались финские гонщики Валттери Боттас и Кими Райкконен: Петербург ближе к Финляндии, значит, могут приехать финские болельщики, а это здорово.

То есть все выходило замечательно. Проблема в том, что гонки «Формулы» в Сочи курируют братья Ротенберги, которые тоже входят в ближний круг президента.

Поэтому неудивительно, что опровергать информацию о замене Сочи на Петербург пришлось на самом высоком уровне. «Этот вопрос не стоит на повестке», – заявил Дмитрий Песков, уточнил, что Владимир Путин такой вариант не обсуждал с руководством «Формулы-1».

Алексей Титов, директор АНО «Росгонки», владеющей правами на проведение этапа «Формулы-1» в Сочи, поспешил напомнить, что контракт с «Формулой» рассчитан до 2025 года.

Впрочем, Владимир Васильев, совладелец автодрома под Петербургом (по данным «Спортс.ру, трассой «Игора Драйв» владеют акционеры банка «Россия» Юрий Ковальчук и Михаил Шеломов, автогонщик Владимир Васильев, бизнесмен Владимир  Колбин), сказал, что автодром «изначально строился для соревнований более низкого уровня», но может принимать и «Формулу-1»: «Задуматься о перспективе нам настоятельно посоветовали в Международной федерации автоспорта. Для этого, в частности, нам потребовалось перестраивать главную трибуну – вместо одной тысячи зрителей она будет вмещать пять тысяч. По “Формуле-1” мы не вели никаких переговоров и не строили таких планов. Но если говорить об отдаленном будущем, то ничего исключать нельзя».

В презентациях «Игоры Драйв» пока указано, что автодром соответствует второму уровню соревнований – под первый («Формулы-1») она только перестраивается. Сейчас комплекс располагает десятью профессиональными трассами для других авто- и мотосоревнований. Но в Международной федерации автоспорта восхищены условиями для зрителей – особенно земляными трибунами, где в летнее время зрители смогут свободно расположиться на траве, а в общей сложности автодром может принять до 50 тысяч человек.

«Это уникальный комплекс. Я много ездил по России и по миру, но такого не видел! – уверяет президент Федерации автомобильного спорта России Виктор Кирьянов (в свое время возглавлявший ГИБДД Петербурга). – Это семейный центр, если папа захочет кататься, то мама с ребенком найдет что-то для себя. Мы стремились к этому и в Сочи, но там это не вполне получилось».

Сочинский автодром часто критиковали за то, что он простаивает без дела между гонками. На «Игоре Драйв», как обещают, такого не повторится. Комплекс будут вводить в строй постепенно. Уже в октябре здесь, как обещают, заработает школа безаварийного вождения для всех желающих, причем по умеренным расценкам, и можно будет прокатиться по трассам с инструктором даже на собственном авто, с декабря заработает картинг. А уже в следующем году пройдут соревнования в трех различных мировых сериях, и первый контракт на три года как минимум со знаменитой немецкой серией DTM уже заключен – один из этапов этих соревнований пройдет на «Игоре Драйв» 29–31 мая.

DTM – Deutsche Tourenwagen Masters – называют аналогом «Формулы-1» среди кузовных машин. Популярность (как и телевизионный рейтинг) этих гонок растет, поскольку здесь все заточено на интересы зрителя – на отдельных немецких этапах (их принимают также бельгийские, итальянские, шведские и голландские автодромы) собиралось по 150 тысяч зрителей. Соревнования организованы немецкой «большой тройкой» (Mercedes, BMW и Audi), которые постарались обеспечить полное равенство сил. Ограничена гонка бюджетов, фактор технического превосходства сведен к минимуму – все решает мастерство пилотов.

С 2013-го по 2017 год этапы DTM уже проходили у нас на автодроме под Волоколамском. Однако ожиданий соревнования не оправдали, и немецкая серия покинула Россию: зрительский интерес был невелик, может быть,  потому, что 80 км от Москвы – это все-таки далеко. Большой резонанс имела и история, когда одну из гонок пришлось в экстренном порядке отменить, из-за того что разрешения на взлет не получил вертолет со спасателями. Как позже выяснилось, небо над автодромом было закрыто из-за того, что в Москве ждали самолета с Путиным.

Специалисты рассказывают, что автодром «Игора Драйв» практически идеально соответствует концепции DTM, обеспечивая максимальную интригу. Гонщики серии, уже опробовавшие трассу, особо отмечают финальный сектор с хорошим сочетанием медленных и быстрых поворотов. Хватает здесь и возможностей для обгонов.

Переговоры о возвращении этих гонок в Россию шли около трех недель, и все это время в календаре соревнований  DTM на 2020 год в строке против места проведения 3-го этапа стоял прочерк. Даже для немцев появление в списке «Игоры Драйв» стало сюрпризом, и сообщения о заключении нового контракта местная пресса встретила восторженными шапками вроде «Загадка разгадана» и «Сюрприз – Санкт-Петербург в гоночном календаре».

О перспективах «Формулы-1» на «Игоре Драйв» высказался первый российский гонщик «Формулы» Виталий Петров: «Если сравнить трассы, то здесь она более техническая, в Сочи – более скоростная, что нравится пилотам, а то, что там нет обгонов, – это дело вкуса.  В 2020 году гонка точно пройдет в Сочи, а дальше – будут решать. Что до меня лично, то мне нравятся обе трассы, но все-таки здесь практически мой дом, до Выборга 40 километров и с создателями “Игоры Драйв” я дружу, даже тестировал трассу много раз, пока она строилась».

Судя по всему, место проведения «Гран-при России» активно обсуждается в мире автоспорта и многое будет зависеть от первого этапа DTM в мае следующего года. Ну и, разумеется, от политической воли – иначе такие вопросы не решаются. А может быть, ждут для петербургского этапа петербургского гонщика, тем более что перспектива в этом направлении есть – Роберт Шварцман, сын совладельца сети цветочных магазинов  Михаила Шварцмана, этой осенью выиграл чемпионский титул в «Формуле-3». 20-летний петербуржец в нынешнем сезоне был готов сражаться в «Формуле-2», как это сделал его бывший напарник Мик Шумахер – сын Михаэля Шумахера. Однако те, кто ведет карьеру Шварцмана-младшего, решили иначе и, похоже, не прогадали: в «Формуле-3» петербуржец проявил себя достойно и завоевал титул с комфортным преимуществом. Теперь логичным шагом выглядит переход в сильную команду «Формулы-2», а там уже и «Формула-1» не за горами.

Егор Крючков

 

Справка

«Игора Драйв» включает в себя одновременно 10 профессиональных трасс: для шоссейно-кольцевых гонок, дрифта, ралли-кросса, мотокросса, эндуро, картинга, супермото и парных гонок, трассу внедорожников, центр контраварийной подготовки. Площадь комплекса   около 100 га. Длина трассы 4086 м, ширина – 12 м. Девять левых и семь правых поворотов. Перепад высот на основном треке – 17 метров, на треке для ралли-кросса – 20 метров.