В ряде политических телеграмм-каналов настойчиво проводится мысль: надо прекратить обсуждать бесперспективную идею объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а перейти к реализации более плодотворной идеи – присоединения к Петербургу трех-четырех районов области. Экономист Михаил Хазин считает, что этот аншлюс погубит экономику Ленинградской области. Поэтому речь может идти только об объединении субъектов.
Существование одного крупного и успешного субъекта (Санкт-Петербурга) внутри другого – не такого населенного, не такого финансово-обеспеченного и не имеющего столицы (Ленинградская область), порождает очевидные проблемы – область застраивается многоэтажными жилыми кварталами по границам Петербурга. Жители этих кварталов работают и проводят досуг в Петербурге, что приводит к транспортным и социальным напряжениям. Поэтому появилась идея присоединить к Петербургу несколько близлежащих областных районов. В первую очередь, Всеволожский. Во-вторую, Гатчинский и Ломоносовский. В-третью, Кировский. Как вариант – присоединять не всю территорию районов, а только ту их часть, которая находится ближе к границам Петербурга.
По мнению экономиста Михаила Хазина, создание петербургской агломерации таким способом, поставит оставшиеся в Ленинградской области территории в крайне тяжелое социально-экономическое положение. С другой стороны, понятно, что Петербург должен развиваться – как подобает мировому мегаполису, и ему тесны нынешние административные границы. Поэтому, по Хазину, решение может быть одно – объединить город и область в единый субъект РФ. А уже потом заняться переподчинением районов, сделав частью Большого Петербурга Всеволожский, Гатчинский и Ломоносовский районы бывшей Ленобласти, а также города Отрадное, Павлово, Кировск и Шлиссельбург Кировского района. Это добавит Большому Петербургу 785 тысяч жителей, и тогда 42% нынешнего населения Ленобласти станут жителями Большого Петербурга.
В объединенной Санкт-Петербургской губернии должны быть социальные стандарты, принятые в Петербурге. Это потребует увеличения бюджетных расходов, которые частично могут быть компенсированы сокращением штата чиновников, но эта экономия не будет существенной.
Конечно, говорит Михаил Хазин, решение о запуске процесса объединения может быть принято только в федеральном центре, но и мнение местной общественности будет учитываться.
Поэтому объединение Петербурга и Ленинградской области станет важным вопросом кампаний по выборам губернатора Ленинградской области (2020), и Законодательных собраний двух соседних регионов (2021). Так считает не только экономист Михаил Хазин, но и политолог Дмитрий Солонников.
На пути к достижению этой цели находятся несколько проблем. Первая: нужны положительные итоги референдумов в двух регионах (Хазин считает, что рефрендумы можно провести в 2021 году). Вторая: потребуется административная реформа по существенному сокращению количества чиновников. Третья: муниципальная власть устроена в городе и области совершенно по–разному, и придется приводить ее к какому-то общему знаменателю.
В дополнение ко всем прочим аргумента, «существует гипотеза», что Госсовет нового формата с новыми полномочиями обоснуется в Петербурге. Тогда новый статус Большого Петербурга может быть востребован и в высших эшелонах.
Вадим Шувалов