На российском автомобильном рынке наступил перелом. Если до кризиса большая часть продаваемых в стране машин была импортной, то теперь почти две трети автомобилей собирается внутри страны. Более того, и покупательский спрос сосредоточился сейчас именно в сегменте «иномарок российского происхождения».
К 2015 году догоним Германию
Всплеск роста продаж даже вызвал дефицит на ряд популярных моделей. Но можно ли сказать, что наш автомобильный рынок вернулся в докризисную колею, или нынешний рост обусловлен лишь мерами господдержки? Планируют ли производители увеличивать объемы выпуска автомобилей, и как себя чувствует рынок автокредитования? Найти ответы на эти вопросы и разобраться в сложившейся на рынке ситуации пытались участники круглого стола, организованного редакцией “МК” в Питере” совместно с изданием TT Finance.
По данным Росстата, за десять месяцев 2010 года с российских конвейеров сошло 954 тысячи легковых автомобилей. А до конца года, по прогнозам аналитиков АВТОСТАТа, этот показатель дорастет до 1 миллиона 100 тысяч автомашин. С одной стороны, результат нынешнего года на 85 процентов превышает итоги года предыдущего, с другой – он соответствует уровню 2004 года, когда в стране было произведено 1 миллион 104 тысячи автомобилей. Обусловлено это тем, что в прошлом году в связи с падением авторынка и затовариванием складов большинство российских автозаводов продолжали работать в сокращенном режиме. Однако сейчас, убеждены эксперты, рынок возвращается в стадии динамичного развития.
– Производство растет даже быстрее оптимистичных прогнозов, – отмечает президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов (СПбАПАК) Валерий Киселевич. – И в перспективе только петербургский автопром к 2018 году потенциально может выпускать до миллиона автомобилей ежегодно, заняв треть рынка отечественного автопроизводства. А объем продаж российского авторынка к 2015 году может сравняться с немецким и составить 3 миллиона машин в год.
Однако сами автозаводы более сдержаны в своих планах, по крайней мере, на ближайшую перспективу. К примеру, завод Nissan работает в две смены, и при полной загрузке конвейера он может выпускать до 35 тысяч автомобилей в год. Запускать третью рабочую смену Nissan не спешит, как и General Motors. Корейский Hyundai уже в следующем году планирует вывод объемов производства завода на заявленный уровень в 105 тысяч автомобилей в год.
– В этом году завод “Форд” выпустит около 80 тысяч автомобилей, – проинформировала директор по связям с общественностью компании “Форд” в России Екатерина Кулиненко. – Объем выпускаемой продукции зависит от потребностей рынка, и если спрос в следующем году будет увеличиваться, то “Форд” сможет увеличить объем производства. Завод во Всеволожске выпускает сейчас две модели – бестселлер российского рынка Ford Focus и популярный седан Ford Mondeo. При этом российский завод – единственный завод компании, который выпускает Focus во всех четырех модификациях кузова: седан, универсал, трех- и пятидверные хетчбэки.
– Но если мы хотим выйти на лидирующие позиции в мире по автопроизводству, то, по нашей оценке, средняя мощность одного автозавода должна составлять не менее 150 тысяч автомобилей в год, так как меньшая серийность не позволяет производителям автомобилей организовать рентабельное производство, – убежден Валерий Киселевич. – Ведь, по сути, все имеющееся у нас производство сводится сейчас к отверточной сборке, а большая часть автокомпонентов везется к нам из других стран. Как результат, автомобили российской сборки стоят примерно столько же, как и импортируемые, несмотря на повышенные таможенные пошлины.
Изменить ситуацию попытался Минпромторг, разработав новые требования к инвесторам, желающим собирать в России иномарки. Главные из них – создание мощностей по выпуску не менее 300 тысяч машин в год и увеличение в течение четырех лет доли локализации автокомпонентов с нынешних 30 до 50 процентов, включая двигатели и коробки передач. Вот только постановление Минпромторга до сих пор не принято – “забуксовало” в коридорах власти и, вполне возможно, станет значительно мягче в процессе согласований.
– Надеемся, что рациональное зерно в постановлении сохранится, если нет, то не появится у нас собственного производства автокомпонентов, не исчезнут очереди в 10 месяцев в автосалонах, не снизятся цены на автомобили, – рассуждает президент СПбАПАК. – Либерализация не тот путь, по которому следует идти. К примеру, Бразилия построила 5 заводов, но с объемом выпуска по 300 тысяч автомобилей в год. И сейчас там автопроизводство обеспечивает 20 процентов ВВП, и выпускается 3 миллиона автомашин в год.
Зачем везти детали из ЮАР?
Эксперты убеждены: цена на производимые в России иномарки не пойдет вниз до тех пор, пока локализация автокомпонентов не достигнет как минимум 50-60 процентов, что, в свою очередь, возможно только при наращивании объемов производства. Однако действующие ныне условия промсборки такой задачи перед иностранными автозаводами не ставят – от них требуется в течение двух лет с момента запуска довести уровень локализации до 10 процентов, в течение 3,5 лет – до 20 процентов, а после 4,5 лет – до 30 процентов, что они и делают. Так, у завода Toyota уровень локализации составляет сейчас 11,6 процента. Nissan рассчитывает поставить первые локализованные детали на конвейер к концу этого года, а уже к концу 2011 года – нарастить уровень локализации выше 10 процентов. А недавно открывшийся Hyundai планирует довести показатель до отметки выше 45 процентов, вот только когда именно это случится, пока не сообщается.
– В настоящий момент локализация автомобиля Ford Focus достигла 30 процентов, а Ford Mondeo – 10 процентов, – приводит данные Екатерина Кулиненко. – Среди локализованных деталей: сиденья, выхлопная система, шины, колеса, дверные панели, стекла, шумоизоляционные материалы, аккумуляторные батареи, воздуховоды, ковровые изделия, жгуты и проводка, бамперы, краски, топливные и тормозные трубки, кронштейны, потолки.
– Сейчас мы везем коробки передач для Ford, собираемых во Всеволожске, из Южной Африки. Нормальная логистика? – сетует Валерий Киселевич. – Неужели мы не можем наладить производство коробок передач у себя? Можем, если увеличим объемы производства, так как при нынешних показателях рентабельность предприятий по производству автокомпонентов составляет всего 5-7 процентов. Или возьмем, к примеру,Toyota: в США этот концерн производит и продает 340 тысяч автомобилей Camry в год, а у нас – всего каких-то 7 тысяч. Они и в контейнере с тем же успехом доехать могут, никакие сверхусилия для этого не требуются. А между тем в Соединенных Штатах Toyota на 30 процентов дешевле, чем в России.
– Проблема локализации кроется не только в недостаточных объемах производства, – высказывает свою точку зрения Михаил Шевельков, директор по продажам “Аларм-Моторс Форд”. – Определенным барьером является и наше таможенное законодательство, согласно которому импортировать что-либо у нас проще, чем экспортировать. Ведь одной из причин затаривания автомобильных складов дилеров в кризис стало то, что ввезенные в РФ иномарки не представлялось возможным было очень проблематично вывезти обратно, т.е. вернуть машины, например, на европейский рынок. И если Ford начнет производить коробки передач в России, а не в Южной Африке, то, возможно, для рентабельности придется производить в 2-3- раза больше агрегатов, чем того требует местное производство, и сразу же возникнет вопрос он также столкнется с проблемой их поставки в другие страны. А для расширения рынка сбыта местных автомобильных заводов, я бы присмотрелся к рынкам Казахстана и Белоруссии, которые с 1 июля 2011 года, во всяком случае, как это декларируется, окончательно оформятся в единое таможенное пространство с РФ.
– Стать российским поставщиком Ford непросто – компания предъявляет строгие требования к отсутствию брака и соблюдению сроков поставки и не идет на компромиссы в вопросах качества. Однако работа с российским заводом открывает двери в европейскую систему поставщиков компании, – дополняет директор по связям с общественностью компании “Форд” в России.
– Для развития бизнеса по производству автокомпонентов необходимо создавать условия, сравнимые с другими странами, – резюмирует Валерий Киселевич. – В том же Китае создаются промышленные зоны, предоставляются льготы предприятиям и т. д. Нужно менять правила игры, тогда и концерны пересмотрят свои планы и перераспределят свои мощности в пользу России. Тем более что большинство соглашений по промышленной сборке истекают в 2013-2014 годах. И если автоконцерн захочет работать на нашем рынке по промышленной сборке и дальше, он сможет перезаключить соглашение с министерствами только на новых условиях. Вопрос: какими они будут?
Спасительная господдержка
Что касается продаж, то темп их восстановления оказался гораздо выше, чем ожидалось ранее. По итогам десяти месяцев 2010 года продажи автомобилей в нашей стране превзошли прошлогодние показатели на 22 процента и составляют 1 миллион 509 505 автомашин. А результат октября стал лучшим с февраля 2008 года – продажи составили 188 478 машин, что на 62 процента больше, чем годом ранее.
– Да, цифра существенная, но нужно делать скидку на то, что достигнута она за счет поставки автомобилей, которые долгое время были в дефиците, – уточняет Михаил Шевельков. – Мы используем для оценки текущей ситуации не факт непосредственной передачи машины покупателю, а число заключенных договоров, что более реально отражает ситуацию на рынке в данный момент времени. По нашим предварительным подсчетам, продажи в “Аларм-Моторс Форд” по итогам текущего года вырастут примерно на 2-3 процента от уровня 2009 года. За 10 месяцев этого года нами реализовано в Петербурге и Ленинградской области 2957 автомобилей.
Всего же в Петербурге за 10 месяцев было продано 84,2 тысячи иномарок, что на 2 процента больше аналогичного периода 2009 года. Столь скромный прирост по Питеру аналитики объясняют тем, что падение продаж в кризис в Северной столице было минимальным.
– О возвращении автомобильного бума говорить пока рано, хотя предпосылки для этого уже есть, – считает маркетолог-аналитик Сети автоцентров “Терравто” Шамиль Шурпаев. – Возращение к докризисным показателям при сохранении текущих темпов роста продаж возможно в течение 2-3 лет. Однако спрос сдерживают очереди на автомобили. Так, если с поставками LADA проблема решена, а завод планирует и в дальнейшем увеличить квоту, то для таких автомобилей, как Opel Astra, Chevrolet Cruze, Chevrolet NIVA, KIA Rio, средний период ожидания составляет от 1,5 до 2 месяцев. Также мы наблюдаем сейчас смещение спроса в сторону бюджетных моделей – 15 процентов от общего числа продаж приходится на автомобили низкого ценового сегмента, а по бренду LADA – 30 процентов.
Лидерами продаж в нашей сети являются LADA, Chevrolet и KIA. При этом рост продаж LADA составил 88 процентов, а KIA – 25 процентов.
– Проблема с дефицитом автомобилей все еще актуальна, и для того, чтобы нашим клиентам было проще подобрать машину, мы создали специальную базу имеющихся в наличии у дилеров автомобилей, – проинформировал собравшихся начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями, партнерами и организации активных продаж Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев. – Сейчас база содержит информацию от 15 дилеров по 900 автомобилям с указанием комплектации, цены, VIN-номера и т. д. И с ее помощью за две недели было продано уже свыше 100 автомашин.
Кстати, две трети от общего числа продаж сейчас составляют автомобили, производимые либо собираемые внутри страны. Такой большой доли отечественных легковых машин в продаже не было в России со времен Советского Союза. Свою роль сыграли усилия правительства по развитию отечественного автопрома и, прежде всего, “защита пошлинами”. Так, если в 2006 году, по данным таможни, в страну было ввезено 948,5 тысяч автомобилей иностранного производства, то за первую половину 2010 года почти при таком же объеме рынка – лишь 273 тысячи. Существенно “подтолкнули” рынок и государственные программы льготного автокредитования и утилизации.
– С начала года основные продажи “Аларм-Моторс Форд” – 84,5 процента – пришлись на модели российской сборки Ford Focus и Ford Mondeo, – приводит данные Михаил Шевельков. – Продажи Ford Mondeo выросли на 20,5 процентов, а Ford Focus – на 24,5 процента. При этом с марта май порядка 60 процентов автомобилей Ford Focus продавалось по программе утилизации, в конце лета их доля оставляла 25 процентов, а сейчас порядка – 15 процентов. Что касается кредитных машин, то на программу субсидирования процентных ставок приходится около 70 процентов Ford Focus, приобретаемых в кредит.
– Безусловно, государственные программы являются драйвером рынка, – соглашается Шамиль Шурпаев. – В сети автоцентров “Терравто” на программу субсидирования процентных ставок по автокредитам приходится 25-30 процентов от общего числа продаж. Причем доля отказов по получению льготного кредита мала – всего 10 процентов, и основная причина – несоответствие заемщика требованиям банка. А по программе утилизации продается порядка 75-80 процентов автомобилей.
В целом по России каждый 22-й автомобиль из 100 продается именно по программе утилизации. В лидерах – LADA, Renault, Ford, Chevrolet. Всего продано 210 тысяч автомобилей, а сертификатов выдано 400 тысяч.
– В Петербурге по программе утилизации переработано 17 тысяч автомобилей, а сертификатов выдано, по приблизительным подсчетам, около 20 тысяч, – сообщает заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Александр Ремига. – И если из-за отсутствия машин в наличии у дилеров кто-то не успеет получить автомобиль по выданному сертификату до конца года, сертификат силу не утратит. Каковы будут условия программы в следующем году, пока неизвестно. Сейчас мы подводим итоги и готовим предложение по запуску региональной программы по утилизации и замене пассажирских и грузовых транспортных средств.
– Такая программа, несомненно, поспособствует обновлению городского автопарка, и, кстати, КамАЗ и ГАЗ сейчас также активно занимаются разработкой программ по утилизации грузовиков и автобусов, – дополняет президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автокомпонентов Валерий Киселевич. – Что касается эффективности программы утилизации, то согласно подсчетам с дотации в 50 тысяч рублей в бюджет возвращается 80 тысяч рублей в виде налогов. Результат, как говорится, налицо.
Выполнила программа утилизации и свою основную функцию: пусть и незначительно, но все же “омолодила” российский автопарк. Если в начале года средний возраст легковушек в России, по данным АВТОСТАТа, составлял 12,9 года, то сейчас – 12,5. Однако на долю машин старше 10 лет в нашей стране все еще приходится около 50 процентов.
Банки берут разгон
Восстановлению автомобильного рынка способствует и то, что автомобильные кредиты стали дешеветь, а это, соответственно, привело к росту показателя их выдачи. Если в начале 2009 года их доля составляла 10–15 процентов, то в начале нынешнего года этот показатель составлял уже 20 процентов, а сейчас приближается к 38 процентам.
– Компания Аларм-Моторс всегда отличалась тем, что активно продвигала кредитные программы, – констатирует директор по продажам “Аларм-Моторс Форд” Михаил Шевельков. – У нас в каждом салоне имеется и кредитный менеджер, и представитель банка, действуют собственные кредитные программы, и благодаря этому, по кредитным продажам мы вышли на докризисный уровень еще в прошлом году, и доля кредитных машин у нас сейчас составляет 55-60 процентов.
– Для многих кредит – это хорошая возможность приобрести автомобиль, а потому востребованность автомобильных займов растет, – отмечает Филипп Жила, заместитель начальника управления автокредитования АКБ “МОСОБЛБАНК” ОАО, куратор направления по СЗФО. – В МОСОБЛБАНКе, к примеру, на данный момент растет спрос на кредитование автомобилей с пробегом и коммерческий транспорт. Постепенно и условия банков становятся более привлекательными. Так, в МОСОБЛБАНКе с начала этого года процентная ставка снизилась более чем на 5 процентов. Работает наш банк и по государственной программе субсидирования, на которую в общей структуре кредитного портфеля приходится порядка 15 процентов.
– Наш банк также работает по государственной программе льготного кредитования, и, кроме того, мы сотрудничаем с 9 автопроизводителями, предлагая нашим клиентам льготные условия кредитования на приобретение автомашин 15 популярных брендов, – говорит руководитель автокредитования Северо-Западного округа РусФинанс Банка Олег Гришин. – При этом все программы накладываются друг на друга, и стоимость автокредита сводится к минимуму. Помимо этого, мы даем возможность нашим клиентам включить в сумму кредита стоимость полиса каско, а она на сегодняшний день не малая.
– Сейчас практически на все популярные марки автомобилей в том или ином банке есть специальные программы, и МОСОБЛБАНК не исключение, – дополняет коллегу Филипп Жила. – У нас действуют специальные условия на покупку автомобилей Audi, Volkswagen, Skoda, Porsche, Seat и KIA по программе “Эксклюзив”. Помимо стандартных программ, позволяющих удовлетворить потребности большинства клиентов, существуют также специальные программы для приобретения коммерческого транспорта, мототехники и автомобилей с пробегом.
Таким образом, если в кризис многие банки “замораживали” выдачу кредитов, то сейчас, напротив, вступили в борьбу за клиента – помимо того, что условия автокредитования с каждым месяцем становятся все более доступными, заемщики могут теперь рассчитывать и на бонусы от кредитных учреждений.
– Получить кредит на покупку автомобиля сейчас достаточно просто, – подтверждает наши наблюдения Алексей Зуев. – В Сбербанке средняя процентная ставка в рублях составляет 11,2 процента, а срок рассмотрения заявки уменьшен до 20 часов, причем держатели зарплатных карт могут получить одобрение кредитной заявки в течение 1 часа. Кроме того, с сентября все заемщики получают купон на скидку в 50 процентов на мойку в “Аларм-Моторс”, который потом обменивается на дисконтную карту. Также всем своим заемщикам мы дарим карты “Автопозитив”, дающие право на скидки при заправке автомобиля на АЗС “ПТК”.
– Мы также стараемся предоставить нашим клиентам максимум сервисных возможностей – это и возможность досрочного погашения кредита, и оплата кредита через терминалы моментальных платежей, и срок рассмотрения заявки в течение 30 минут, – перечисляет преимущества директор Северо-Западного округа РусФинанс Банка Дмитрий Цховребов. – Более того, мы готовы оформить кредит гражданину России, приехавшему в Петербург из любого региона страны, если там имеется представительство нашего банка. Мы не требуем в обязательном порядке подтверждения доходов по форме 2-НДФЛ, однако если клиент предоставит ее по собственному желанию, то мы готовы предоставить ему кредит по более низкой ставке за лояльность и открытость к банку.
– Любое послабление в документах приводит к удорожанию кредитных средств, – предупреждает начальник сектора по работе с автодилерами Управления по работе с предприятиями, партнерами и организации активных продаж Северо-Западного банка Сбербанка России Алексей Зуев. – Перед тем как оформить кредит на приобретение автомобиля, тщательно изучите и проанализируйте условия договора. К примеру, недавно видел кредитный договор, в котором размер ставки был прописан 9 процентов плюс 1 процент годовых в месяц. На первый взгляд, размер ставки невелик, а на деле переплата составит как минимум 21 процент! И чтобы не попасть в такую ситуацию, не совершайте импульсивных кредитных покупок.
Количество выпущенных в стране автомобилей за 9 месяцев 2010 года (в шт.)
Москва – 59 800
Петербург и Ленинградская область – 98 500
Калужская область – 85 700
Калининградская область – 114 500
Самарская область – 403 400
Средний возраст автомобилей (количество лет)
Япония – 7,09
Европа – 8,5
США – 9,2
Россия – 12,5
ТОР-10 продаж автомобилей за 10 месяцев 2010 года:
Марка | Количество проданных автомашин (шт.) | Динамика продаж по сравнению с 2009 годом |
LADA | 418 016 | + 40% |
Chevrolet | 91 383 | + 3% |
KIA | 87 345 | + 59% |
Renault | 75 158 | + 26% |
Ford | 69 885 | – 1% |
Hyundai | 69 152 | + 18% |
Toyota | 62 706 | + 7% |
DAEWOO | 61 237 | + 42% |
Nissan | 60 142 | + 7% |
ГАЗ | 59 276 | + 24% |
*По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.
Олеся ПОНКРАТЬЕВА