Каждый день российские граждане узнают из новостей, как правительство самоотверженно борется с кризисом. Звучат смущающие умы цифры – сколько денег потрачено на то, а сколько на это. О том, правильно ли правительство борется с кризисом и надолго ли его еще хватит, «Городу 812» рассказала член думского комитета по бюджету и налогам, доктор экономических наук Оксана ДМИТРИЕВА.
– Во сколько уже нашему государству обошлась борьба с кризисом и сколько у него еще осталось?
– На середину года всех золотовалютных резервов, включая средства Стабилизационного фонда, у нас было 600 миллиардов долларов. Сейчас осталось около 450 миллиардов, то есть 150 миллиардов уже потрачено на стабилизацию экономики и поддержку курса рубля. При этом наш внешний корпоративный долг составляет 500 миллиардов долларов и, таким образом, уже превышает золотовалютные резервы. Не весь этот долг требуется выплатить немедленно, однако, по моим представлениям, за четвертый квартал нынешнего года и первый-второй кварталы следующего необходимо погасить кредиты минимум на 150 миллиардов долларов. Все стабилизационные меры – и прошлые, и будущие, предпринятые правительством и ЦБ, – оцениваются в 5 триллионов рублей. Примерно половина этих средств пошла в банки, а вторая – на спасение от долговой петли некоторых компаний и игру на фондовом рынке. Это назвали поддержкой реальной экономики, хотя на самом деле – перед нами часто биржевые спекуляции, чем Внешэкономбанк и ЦБ в принципе заниматься не должны.
– Есть мнение, что скупка недооцененных акций российских компаний – не самый плохой способ сохранения денег стабфонда.
– Разве перед государством стоит задача играть на бирже? Когда министр финансов начинает рассуждать, как мелкий биржевой спекулянт, – это ничем хорошим не кончится. Перед государством сегодня стоит задача не допустить рецессию, безработицу, падение уровня благосостояния граждан. Ему и так предстоит гасить долги наших квазигосударственных корпораций, которые находятся в залогах у иностранных банков.
– На что конкретно тратятся деньги в рамках борьбы с кризисом?
– Государство тратит деньги на поддержание ликвидности банков, игру на бирже и стабилизацию курса рубля. Плюс – на выкуп обязательств крупных корпораций по списку, который нам не известен, – на это выделяется 50 миллиардов долларов.
– Разве это не правильные меры?
– В теории направление основных средств в банковский сектор в некоторых случаях является правильным. Но не в нашем. Причина кризиса у нас – падение доходов от экспорта энергоносителей, в результате чего уменьшается поступление денег в страну и сокращаются возможности рефинансирования долгов компаний. Поэтому здесь правильными мерами является резкое, “шоковое” увеличение внутреннего спроса, которое компенсирует сокращение внешнего. Для этого необходимо увеличивать государственные расходы и снижать налоги.
Если говорить о банковском кризисе, то главная задача – преодолеть кризис доверия. Самый эффективный способ для этого – различные формы страхования и предоставления государственных гарантий. В большинстве стран на эти меры тратится 50% антикризисных средств. У нас застрахованы только депозиты физических лиц, а все остальное – нет. Что сделало правительство вместо этого? Накачало банки ликвидностью. Эти деньги были в лучшем случае просто конвертированы в валюту, в худшем – конвертированы и отправлены за границу.
– А как расширить внутренний спрос?
– Через бюджетные закупки. Инфраструктурные проекты, образование, социальная сфера. Но этого не сделано. Более того, государство не смогло бы это сделать, даже если бы захотело, так как разучилось вкладывать деньги в такие проекты. В 2007 году из 260 миллиардов рублей инвестфонда было потрачено только 10 миллиардов, и то на бумагу, а не на реальное строительство. По этому году цифр пока нет, но я думаю, они не лучше.
– Как можно одновременно снижать налоги и увеличивать госрасходы?
– А для этого резервы и есть. На 5 триллионов можно еще как налоги снизить – весь НДС в этом году 1,2 триллиона. Этих денег хватило бы на год-полтора, как раз чтобы пережить кризис. Китайцы этим путем идут. Китайская антикризисная программа – 586 млрд долларов, или 16 трлн рублей, где банкам – ни одного юаня, фондовому рынку – ни одного юаня, все на социальное жилье, помощь фермерам и малому бизнесу, образование и снижение налогов.
– Ну у нас же снижают налоги.
– Снижают, но только какие? Нужно было в первую очередь понижать НДС и объявлять налоговые каникулы для малого бизнеса. Вместо этого предлагают уменьшить налог на прибыль на 4%. Плюс якобы снижение для малого бизнеса, но по усмотрению субъектов. А мы знаем, как субъекты помогают малому бизнесу. Тем более что бюджетная наполняемость у регионов будет сейчас плохая. Единственное, что правильно сделали, – инвестиционная льгота и вычеты по приобретению жилья. Только, правда, жилье сейчас никто не покупает.
– А чем снижение НДС лучше снижения налога на прибыль?
– У нас кризис, предприятия работают с нулевой рентабельностью или убытком. Многие предприятия находятся на грани банкротства, а им говорят: “Если вы, ребята, вдруг получите прибыль, то заплатите с нее на 4% меньше”. А вот снижение НДС помогло бы, поскольку понизит стоимость продукции и увеличит спрос, но его не снижают. Я думаю, эти меры пролоббированы теми, у кого есть прибыль, – отдельными банками, получившими от государства деньги, и нефтяниками с газовиками. Банки НДС вообще не платят, а у экспортеров по этому налогу нулевая ставка. Сказать, что это вредные меры, я не могу. Но и особого эффекта не будет.
– Но ведь в Европе и США тоже дают государственные деньги системообразующим компаниям.
– Дают, но через национализацию. Собственник, допустивший серьезные проблемы своего бизнеса, лишается собственности. Вот как бы сделало наше государство с разорившимся ипотечными агентствами “Фредди Мак” и “Фани Мэй”? Оно бы тем же самым людям, которые довели их до банкротства – собственникам и менеджменту, – дало еще денег, чтобы они расплатились по своим долгам и сохранили компанию за собой. И еще, кстати, неизвестно, куда бы эти деньги на самом деле пошли – кредиторам или в неизвестном направлении. А как делают в США: эти агентства национализированы. Весь менеджмент уходит в отставку. Деньги на выплату долгов государство этой компании не перечисляет – оно просто страхует долги и будет выплачивать только в случае реального обращения кредитора.
– А зачем государство поддерживает рубль? Если его отпустить, расплачиваться с бюджетниками будет гораздо проще.
– Ну это очень людоедская логика. Должна быть плавная девальвация, потому что удержание рубля – бессмысленная трата денег. Зачем его удерживают? Есть только один ответ. Если сами финансовые власти и их окружение знает, что рубль потом обрушится, но пока держится, то они за счет рублей, которые сами себе рисуют, покупают валюту по низкой цене. А потом, когда рубль рухнет, отдельные корпорации и физические лица окажутся в огромном выигрыше. При этом народу говорится: “Держите деньги в рублях”.
– На сколько понизится рубль?
– Рубль должен девальвироваться на столько, на сколько накопленная инфляция в России за тот период, когда рубль стал укрепляться, больше инфляции в США. То есть с 2003 по 2008 год. В США инфляция 2 – 3%, у нас – 10 – 12%. И так умножайте на 4 – 5 лет, только имейте в виду, что у нас оценка инфляции заниженная.
– И надолго у государства хватит денег поддерживать экономику?
– Это легко посчитать. Резервов осталось 450 миллиардов. Но надо понимать, что наши золотовалютные резервы – это не деньги в чистом виде, а ценные бумаги, – та их часть, которая хранилась в виде депозитов, уже, по моим понятиям, потрачена. Все это быстро без потерь конвертировать в деньги нельзя, тем более что мы не знаем, сколько в этом портфеле обесцененных бумаг – тех же “Фредди Мак” и “Фани Мэй”. В лучшем случае реальная стоимость золотовалютных резервов – около 400 миллиардов долларов. На антикризисные меры правительство сейчас тратит по 20 миллиардов в неделю. Таким образом, денег останется на 20 недель, или 5 месяцев.
Антон Мухин