Когда у Смольного появится шанс создать большую собственную авиакомпанию?

На прошлой неделе стало известно, что создание нового федерального перевозчика «Росавиа» откладывается. И у ГТК «Россия» появляется шанс сохранить независимость.

  Еще пару месяцев назад стало понятно, что между Москвой и Петербургом разгорается новая “война” – на этот раз между администрациями за активы авиакомпании “Россия”. В настоящее время она базируется в аэропорту Пулково и платит налоги в Петербурге, но в перспективе должна акционироваться и уйти в создаваемую большую структуру – “Росавиа”.

  СПРАВКА: 

Контрольный пакет “Росавиа” принадлежит государственной компании “Ростехнологии”, 49 процентов – московской мэрии. ГТК “Россия” может стать бриллиантом в короне “Росавиа”: также входящие в нее “Кавминводыавиа”, “Владавиа”, “Дальавиа”, “Сахалинские авиатрассы”, “Оренавиа” и “Атлант-Союз” гораздо меньше по объемам перевозок и менее перспективны.

Но на прошлой неделе стало известно, что создание “Росавиа” откладывается на неопределенный срок. А источники, близкие к  Министерству транспорта РФ и администрации Петербурга, говорят, что все это сдвигается не просто надолго, но может и навсегда. По крайней мере, выход на рынок новой авиакомпании – вопрос уже  не нескольких месяцев, (изначально “Ростехнологии” говорили о запуске полетов “Росавиа” летом 2009 года). Впрочем, осведомленные чиновники и бизнесмены из транспортной отрасли изначально относились к созданию “Росавиа” скептически, называя ее искусственным новообразованием и мыльным пузырем.

Кроме того, на прошлой неделе прошла коллегия Росавиации, на которой  было заявлено, что авиакомпании-неудачники должны уйти с рынка. С начала года проблемы в российской авиации стали нарастать: перевозки за первые два месяца  упали на 20%, растет число задержек рейсов (в январе больше 100). В связи с этим глава Росавиации Геннадий Курзенков публично предупредил “слабые компании”: “Не умеешь вести бизнес – уйди”, но по каким критериям следует решать, кому уйти, а кому остаться, не сообщил. Если  судить по кредитной истории, то ГТК “Россия” может попасть в число проблемных.

 СПРАВКА: 

ФГУП “ГТК “Россия”” в 2008 г. перевезла 3,48 млн пассажиров и обеспечила больше половины авиапотока аэропорта Пулково. Авиакомпания выполняет полеты более чем в 100 городов мира. По данным аэропорта, просроченный долг ГТК “Россия” перед Пулково составляет около 370 млн руб. В октябре 2008 года заправляющее самолеты топливом ЗАО “Совэкс” заявило, что ГТК “Россия” должна ему 1,2 млрд рублей и пригрозило приостановить заправку самолетов .Однако по мировому соглашению авиакомпания получила рассрочку платежей до июля 2009 года. Гендиректор “России” утверждает, что “Ростехнологии” отказывались помочь решить ситуацию с долгами, и авиакомпанию выручила администрация Петербурга, фактически дав возможность избежать банкротства. В настоящее время официальные долги компании составляют 2,5 млрд рублей. Компания ведет интенсивные переговоры с кредиторами, а также с питерскими и федеральными органами власти о помощи.

Получается, что теперь отдавать терпящую бедствие “Россию” некому, кроме Смольного. Правда, вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов даже в свете всех последних новостей заявил журналистам, что цель администрации была и есть получить лишь блокирующий пакет, аппетиты петербурсгких властей не растут.

При этом в отрасли поговаривают, что и без создания “Росавиа”  на роль крупного акционера “России” может претендовать московская мэрия (второй базовый аэропорт питерской авиакомпании – Внуково). На это Смольный уж точно не согласится, потому что его стратегическая задача – сделать так, чтобы пассажиры могли летать из Петербурга без пересадки в Москве.

 Для борьбы за авиакомпанию администрации Петербурга нужен серьезный финансовый партнер. Им может  стать близкий к Смольному банк “Санкт-Петербург”, который, кстати,  недавно получил в залог крупный пакет акций калининградской авиакомпании “КД-Авиа”.

Фактически банк стал ее собственником, по крайней мере, на время, которое нужно перевозчику, чтобы вернуть банку кредит в 3,4 млрд рублей. Кресло гендиректора компании занял представитель банка и недавний заместитель гендиректора ГТК “Россия” Геннадий Болдырев.

Возникает вопрос – не планируют ли городские власти создать в партнерстве с банком крупную компанию на базе “КД-Авиа” и ГТК “Россия”? В Смольном такие планы отрицают, а в банке говорят, что интерес к калининградскому перевозчику связан лишь с возвратом долга…

 В то же время аналитики инвесткомпании “Энергокапитал” отмечают, что расширение петербургской компании могло бы пойти еще дальше – ГТК “Россия” могла бы взять на себя маршруты S7 Airlines, у которой сегодня за долги заложено все имущество и контрольный пакет акций.

“Но такому расширению могут помешать политические риски: например, конфликт менеджмента с наблюдателями из “Росавиа”, уже пришедшими в авикомпанию; конфликт петербургской политической элиты, связанной еще с бывшей авиакомпанией “Пулково”, с москвичами за денежные потоки от “Росавиа””,  – считают в “Энергокапитале”.    

Евгений Никитин

_______________________________________________________
  КОММЕНТАРИЙ: 

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства “Авиапорт”:

– Я считаю, что говорить о приостановке формирования “Росавиа” некорректно, так как где-то внутри “Ростехнологий” и правительства Москвы, на уровне рабочих групп, все же продолжаются консультации и переговоры. Другое дело, что можно констатировать: скорого появления новой авиакомпании действительно ожидать не приходится.

Что касается ГТК “Россия”, то авиакомпания сегодня попала в непростую ситуацию, что связано с отказом банка продлить кредитную линию. Сейчас острая фаза этой ситуации миновала, перевозчик точно сможет пережить этот зимний сезон и отработать летний сезон. Далее все зависит от экономической ситуации в стране в целом, на которую менеджмент авиакомпании повлиять не сможет. В любом случае, ГТК “Россия” – самодостаточное предприятие, которому объединение с менее крупными партнерами и не требуется. Так что в какой-то степени, чем дольше будет создаваться “Росавиа”, тем для “России” лучше. Будет возможность спокойно обновлять флот, развивать маршрутную сеть, войти в один из международных альянсов и т.д.

 Я могу предположить, что при акционировании ГТК “Россия” контрольный пакет достанется не “Росавиа” или “Ростехнологиям”, которые внесут потом этот пакет в “Росавиа”, а к местной администрации, и тогда Петербург будет рассчитывать на то, чтобы наряду с Москвой поучаствует в создании “Росавиа”. Но так, чтобы контроль получил банк: это сейчас мне кажется маловероятным.

Что касается истории с “КД авиа”, то там действительно банк получил активы своего должника. Да, есть примеры, когда акции авиаперевозчика находятся в залоге у банка, и если компания-должник не может выполнить свои обязательства, банк берет управление в свои руки. С ГТК “Россия” ситуация другая – там сейчас нет акций и еще только должно состояться акционирование.