Коляска и шинуазри. В Царском селе восстанавливают комнаты Екатерины II

В ГМЗ «Царское Село» завершены работы для Зубовского корпуса Екатерининского дворца: воссоздание двенадцати десюдепортов в Китайском зале; четырех фонарей-бра в Опочивальне; текстильное убранство всех интерьеров; отреставрированное кресло-коляска, которое принадлежало Екатерине II.

Десюдепорты – декоративные объемные композиции с изображением фантастических китайских пейзажей – были выполнены в стиле шинуазри. Основу композиций составляют большие позолоченные горки с пещерами, арками и сквозными окнами. Согласно архивным документам, скульптор Жан-Батист Шарлемань «по рисункам Камерона вырезал девять орнаментов к дверям и окнам китайского зала».

Однако на акварелях и довоенных фотографиях можно видеть не девять, а двенадцать «верхушек» – добавлены композиции над дверями в Купольный зал и Серебряный кабинет, а также над дверью на восточной стене, которая закрывала нишу. По всей видимости, первоначально Камерон предполагал поместить такие композиции только над окнами и дверями северной и южной стены – их как раз девять. Вскоре было принято решение установить их и над тремя дверями восточной и западной стены.

Все композиции были утрачены во время Великой Отечественной войны. Проект воссоздания десюдепортов разработала архитектор-реставратор Ирина Яроцкая (Царскосельская янтарная мастерская). Поскольку часть десюдепортов не видно ни на акварелях, ни на довоенных фотографиях, было принято решение несколько композиций повторить.

  • Десюдепорты на этапе монтажа

В Опочивальне по обе стороны больших зеркал были установлены бронзовые бра со стеклянными колпаками, украшенными хрустальными подвесками.

Они находились в комнате с самого начала существования интерьера. Последняя и наиболее подробная довоенная опись 1938–1940 годов гласит: «Бра. Золочёной бронзы; стиль Louis XVI; французская работа 70-х гг. XVIII века; на две свечи, в виде цилиндрического колпака, украшенного по раструбу гирляндой хрустальных подвесок, и охваченного круглым бронзовым ободом-венком, поддерживаемом кронштейном, отходящим от фигурного литого стержня с акантовой шишкой на конце; стержень является постаментом вазы, с удлинённым туловом, и высокими, с волютами на концах, ручками, украшенными букетами бронзовых спиц с хрустальными подвесками; из узкого горла вазы поднимаются три акантовых рожка с фестончатыми хрустальными розетками, завершённые тремя высокими, трёхгранными обелисками; электрифицирован в 1902 году; к нему две свечи молочного стекла»

Все четыре предмета были утрачены во время Великой Отечественной войны.

При воссоздании светильников для Опочивальни проектировщики ориентировались на уцелевший фрагмент аналогичного бра из Останкинского дворца. Реставраторы сняли с него слепки, замерили стеклянный колокол и бронзовый держатель, изучили конфигурацию деталей, рисунок и глубину орнаментов, характер золочения. Воссозданием фонарей для Опочивальни занимались мастера «Студии Южаковой».

В экспозицию Зубовского флигеля вернулось подлинное кресло-коляска конца XVIII века, которая принадлежала Екатерине II. В начале 1792 года императрица пожелала иметь дополнительный выход в парк непосредственно из своих личных комнат в Зубовском флигеле. Архитектор Чарльз Камерон составил проект пологого спуска с Висячего садика. Строительство архитектурного сооружения велось два года. По окончании было изготовлено специальное кресло для прогулок императрицы.

«Колясочка» числилась среди вещей, хранящихся в Царском Селе и принадлежащих членам императорской фамилии. В XIX веке она находилась в Агатовых комнатах павильона «Холодная баня» в Екатерининском парке, где собирались предметы царствования императрицы Екатерины II. В 1911 году кресло-коляску представили на Юбилейной выставке, посвященной 200-летию Царского Села.

Кресло не было эвакуировано во время Великой Отечественной войны. По воспоминаниям хранителя дворцов-музеев города Пушкина Анатолия Кучумова, в ноябре 1941 года, когда было издано распоряжение о том, что население должно срочно покинуть город, бывший заведующий хозяйственной частью дворцов-музеев и парков погрузил часть своих вещей на кресло-коляску и вывез ее из города. В 1944 году, уже после освобождения Ленинградской области, коляска была найдена в Гатчине. Она вернулась в музей без вкладных подушек и заднего рулевого колеса, со сколами на корпусе. Сукно больших колес было частично утрачено, кожа подножья порвана и деформирована. В 1992 году была проведена реставрация – без реконструкции утраченной ткани на вкладных подушка.

Тканевое убранство времен Екатерины II в ее личных покоях не сохранилось. Научные сотрудники музея обратились к архивным материалам и ранним описям комнатного имущества. Им удалось по крупицам восстановить данные о том, какими были драпировки на окнах, покрывала на кровать и диваны, обивка мягкой мебели. Проект воссоздания тканевого убранства покоев Екатерины II выполнила Юлия Фирсова.

Окончание реставрационных работ в Зубовском корпусе запланировано на 2026 год.

Б.В.

Фото предоставлено ГМЗ «Царское Село»