Крепостной театр ХХ века. НКВД как двигатель культурного прогресса

1 октября 1943 года в Воркутлаге НКВД СССР открылся театр. Играли «Сильву» Кальмана. Историю театра в особняке Румянцева показывает Музей истории Петербурга, он принимает проект коллег – московского Театрального музея имени А. Бахрушина. Выставка «Сверхзадача – выжить» была до этого последовательно показана в Москве, Воркуте и Сыктывкаре.

Куратор выставки Надежда Мордвинова и историк театра Григорий Литинский нашли 235 имен актеров, музыкантов и других сотрудников, которые работали «на Воркуте» в 1943- 1953 годах. Среди них солист Большого театра Борис Дейнека, солист Кировского театра Теодор Рутковский, солистка Музыкального театра имени Немировича-Данченко Сарра Кравец, артисты Театра сатиры Валентина Токарская и Рафаил Холодов, Елена Михайлова из Малого театра, Борис Козин, Владимир Владимирский, Николай Кошкин из БДТ. Алексей Каплер, известный кинодраматург, отбывавший пять лет за роман с дочерью Сталина, а в те годы – будущий муж Токарской, работал в Воркуте фотографом, снимал для театра.

Главных персонажа два. Полковник-инженер Михаил Мальцев , начальник Воркутлага, приказавший открыть театр для культурного обслуживания местного населения. И Борис Мордвинов, бывший главный режиссер Большого театра, ставший худруком Воркутинского театра.

  • Борис Мордвинов (1899-1953) и Михаил Мальцев (1904-1982)

Мордвинов посмел усомниться в сталинской максиме: «Девушка и смерть» Максима Горького сильнее «Фауста» Гете. В заключении поставил оперу Гуно «Фауст». Рассчитался с тираном.

Театр открылся 1 октября 1943 года. Играли оперетту «Сильва» – историю давнюю и неправдоподобную, но красивую.

Барин и крепостной? Начальник и подчиненный? Соратники? Выставка не дает прямого ответа на эти вопросы. Очевидно, что тем, кто работал в угольном разрезе, было тяжелее, чем «на театре». Многие актеры и музыканты просто бы не выжили на лагерных работах, они считали райскими условия репетиций и поездок по тундре с концертами. Но вглядываясь в фотографии актеров в ролях принцев и прочих опереточных персонажей, кажется, что они прячут страх. В любой момент актер мог стать обычным зэком. Таким, как один на снимке (сделанном во время обхода Мальцевым стройки) в ватнике с номером на спине. Говорят, такие фото с номерами очень редкие.

Или это аберрация исторического зрения и артисты действительно были счастливы тем, что выходят на сцену.

Вадим Шувалов