Кризис и пошлины отбили у петербуржцев охоту садиться за руль

В то время как во всем мире из-за кризиса новые автомобили дешевеют, у нас с 1 апреля они вновь вырастут в цене. Практически все автодилеры Петербурга намерены в очередной раз повысить стоимость на свой товар в среднем на 5–10 процентов. Толкают автомобильные цены вверх курс доллара и евро, новые пошлины и инфляция. Правда, при этом стремительно катится вниз спрос, а потому многие эксперты предрекают авторынку вместо традиционного весеннего роста ценовой обвал.

 ФАКТ: 

По указу премьер-министра Владимира Путина,
покупателям некоторых машин отечественной сборки государство будет компенсировать проценты по автокредитам в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ,
то есть 8,66%.

Под льготную программу попали следующие авто:

– полный модельный ряд ОАО “АВТОВАЗ” — “классика”, “Лада-Самара”, “десятое” семейство, а также новые семейства Priora и Kalina;

– внедорожник Chevrolet Niva производства GM-АвтоВАЗ;

– седан Fiat Albea — ОАО “Соллерс” (бывшее “Северсталь-авто”);

– Ford Focus производства Всеволожского завода Ford;

– Kia Spectra сборки ОАО “ИжАвто”;

– седан Renault Logan, произ водимый на московском ОАО “Автофрамос”;

– Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским предприятием Volkswagen.

Правда, когда именно банки начнут выдавать льготные кредиты, пока неизвестно.
Дело в том, что список для льготного кредитования вызвал нарекания Федеральной антимонопольной службы.
Сейчас ведется проверка, почему в список попал Volkswagen Jetta стоимостью 595 тысяч рублей, что превышает установленный ценовой лимит в 350 тысяч рублей, и не попала продукция “ТагАЗа”, “Русских машин” и “Автотора”. Хотя такие же претензии можно предъявить и к Ford Focus, цена базовой комплектации которого составляет 440 тысяч рублей. 

        Кто во что горазд

Российский авторынок сейчас лихорадит не меньше, чем фондовый. Аукаются и повышенные с нового года импортные пошлины, и с боем выдаваемые банками автокредиты, и подпрыгнувшие курсы доллара и евро при снижающихся доходах населения. В результате автодилеры, с одной стороны, вынуждены повышать цены, с другой — каким-то образом стимулировать продажи, которые никак не хотят идти в плюс. Например, стоимость китайских Chery “заморозили” на уровне прошлого года — 250–270 тысяч рублей. Mitsubishi дает бессрочную скидку в 10% на все модели, Nissan — более скромные 6%. Дилеры компании Ford предлагают в подарок наборы опций. Chevrolet и Honda раздаривают резину. Продавцы Hyundai, Peugeot и Suzuki заманивают клиентов лозунгами “Каско в подарок”.

Хотя ожидаемого эффекта подобные меры не принесли. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за январь и февраль объем продаж автомашин в России сократился на 36%. Но, даже несмотря на отрицательную динамику, цены растут. Хетчбэк Chevrolet Lacetti, стоивший в октябре 2008 года 404 тысячи рублей, сейчас продается уже за 505 тысяч рублей. То есть в среднем иностранные автобренды подняли расценки на 25 процентов по отношению к октябрю 2008 года.

А с апреля практически все дилеры предупреждают о новом повышении цены — в среднем на 5–10%. Прибавят в стоимости не только иномарки, которые к нам привозят, но и собираемые у нас. На 2% подорожает всеволожский “Фокус”. Не отстает от иностранных сборщиков и АВТОВАЗ. Тольяттинский автозавод уже оценил свою продукцию на 2,5% дороже.

        Очереди исчезли

О незавидном положении дел говорит не только статистика. Охраняемые стоянки у автосалонов, еще осенью забитые под завязку новыми машинами, теперь опустели. А в самих салонах наблюдается текучка кадров. Многие из тех, кто приобрел автомобиль в кредит ранее, отмечают, что за полгода обслуживающих их менеджеров уже уволили. Исчезло и такое понятие, как “очередь на авто”. К примеру, если год назад Nissan Qashkai нужно было ждать как минимум полгода, то сейчас на нем можно уехать прямо из салона. Причем вам предложат на выбор несколько комплектаций и цветовых вариаций.

Дождался рынок и первых скандалов. Компания “Фаст Мотор Санкт-Петербург” — дилер автомобилей Honda, KIA и UZ-Daewoo — остановила работу четырех салонов. В результате около 80 петербуржцев пытаются теперь получить оплаченные машины либо вернуть свои деньги через суд. Скорее всего, тенденция закрытия дилерских центров сохранится, впрочем, как и смещение спроса и предложения в более низкий ценовой сегмент. Первые ласточки уже есть. “Олимп Центр” отказался от реализации марок Chrysler, Dodge и Jeep и стал дилером более бюджетного корейского Hyundai. А “Рольф” и вовсе принялся торговать подержанными машинами, выделив под это целую площадку.

Правда, большинство автодилеров надеются поправить свое положение в апреле-мае. Однако эксперты сходятся во мнении, что вместо традиционного весеннего роста возможно дальнейшее падение рынка. Тот же Ford Motors уже пересмотрел план на 2009 год по продажам в Петербурге в сторону уменьшения на 25%. Остальные дилеры пока более оптимистичны — они предрекают снижение продаж на конец года в размере 10–15%.

        Время подержанных машин

Рынок подержанных автомобилей также претерпел кардинальные изменения. Заградительные пошлины резко снизили импорт иномарок б/у. По данным “Автостата”, в феврале их ввоз сократился по сравнению с тем же периодом прошлого года сразу на 64,3%.

— Сейчас ввозить подержанные иномарки стало не выгодно, — делится наболевшим продавец с авторынка на проспекте Энергетиков Алексей. — Если раньше Mercedes 2003 года можно было купить в Германии тысяч за 12 евро, а пошлина обходилась в 5–6 тысяч евро, то сейчас только его “растаможка” обойдется в 15 000 евро.

Перегонять машины из-за рубежа стали только под заказ. Изменились и предпочтения покупателей. Теперь они все чаще останавливают выбор на подержанных Hyundai или Opel, а не BMW или Audi. И тем не менее рынок бэушных машин чувствует себя лучше автосалонов, сохраняя свои объемы продаж. Сменился лишь источник наполняемости рынка — теперь на нем представлены в основном иномарки “с пробегом по России”, благо таких накопилось уже предостаточно.

— Своего клиента мы не потеряли, — поясняет Алексей. — Новый автомобиль становится подержанным уже после обкатки. Затем он теряет в стоимости 25–30%. Многие автомобилисты не считают нужным переплачивать деньги за “новье” и покупают приличные годовалые авто. Причем, как правило, уже со всеми необходимыми опциями, за которые в салонах берут сверх стоимости.

Кстати, хорошие перспективы пророчат сегменту автомобильного “б/у” и эксперты. По словам директора агентства “АВТОСТАТ” Сергея Целикова, в 2009–2010 годах в связи с экономическим кризисом соотношение первичного и вторичного рынков в России переместится в пользу последнего. И если сейчас, по данным ГИБДД, количество регистраций новых и подержанных автомобилей соотносится примерно один к одному, то  в ближайшей перспективе на один новый проданный автомобиль будет приходиться 2–3 подержанных.    

Олеся Понкратьева

____________________________________________________
  КСТАТИ: 

В США машины дешевеют
Новые автомобили в США становятся в ряде случаев дешевле, чем аналогичные подержанные того же поколения, но лишь на один модельный год старше. В феврале стоимость новой Honda Accord была как минимум на 80 долларов ниже, чем подержанной 2008 года выпуска. Эксперты объясняют это тем, что банковский процент по кредитам, выданным на новые автомобили, почти всегда ниже, чем у кредитов на подержанные машины. Таким образом, ежемесячные выплаты в конечном итоге делают покупку подержанного авто менее выгодной. По прогнозам экспертов, спад продаж может вскоре привести к тому, что автопроизводители начнут предлагать продукцию едва ли не в убыток себе, так как автомобили дешевеют столь стремительно, что получить от них выгоду после длительного хранения сегодня практически невозможно.

В Японии в феврале 2009 года впервые было продано на 24,4% легковых автомобилей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По информации японской ассоциации автопроизводителей (JAMA), наибольшее падение продаж на внутреннем рынке в феврале фиксируется у Mazda (–36,4%). Следом идут Mitsubishi (–34,8%) и Toyota (–32,3%). В то же время продажи у Nissan и Honda снизились чуть меньше — на 27,9% и 19,7% соответственно.

В Японском автосалоне стоимость седана Toyota Premio составляет в пересчете на российские деньги 468 тысяч рублей. А в Петербурге ее “леворукий” аналог Toyota Corolla (считающаяся в Японии более бюджетной) стоит от 600 тысяч рублей.

 

Динамика продаж иностранных автомобилей (по итогам 2008 года)
  По сравнению с 2007 годом, %
Ford Focus –4
Chevrolet Lacetti 101
Renault Logan
10
Hyundai Accent 24
Toyota Corolla 64
Mitsubishi Lancer X 177
Daewoo Nexia 4
Chevrolet Lanos –15
Chevrolet Niva –1
Ford Fusion 6
Daewoo Matiz    6
Opel Astra 45
Mazda3 32
Hyundai Getz    40
Kia Spectra    13
Nissan Qashqai 83
Toyota Camry    6
Skoda Octavia 76
Kia Cee’d 105
Nissan Almera –16

(По данным Ассоциации европейского бизнеса)