Кто станет петербургским митрополитом при патриархе Кирилле?

“Кирилл старается заручиться авторитетом прежде всего среди консервативно настроенного духовенства Москвы, где слова «Никодим» и «петербургская академия» являются бранными. В этой связи ни архиепископу Новгородскому Льву (Церпицкому), ни епископу Петергофскому Маркелу (Ветрову), ни прочим петербуржцам место на церковном олимпе, скорее всего, не светит.”

Речь Кирилла на интронизации разительно отличалась от его обычно свободно льющихся телепроповедей. Похоже, что ее писали молодые спичрайтеры (старые, видимо, были озабочены другими проблемами). Утверждение, что “красота Божественного Слова омрачается “человеческим фактором”, воспринимается то ли как богословская ошибка, то ли  как “проговор по Фрейду”. Очевидно, имелось в виду “человеческое несовершенство”, но сегодня “человеческий фактор” мешает не только политикам, но и патриархам.

Понятно, что без решения кадровых вопросов новому патриарху не обойтись. Избрание ленинградца Кирилла епископом города Москвы породило у аналитиков иллюзии, что московская патриархия превратится в “ленинградский вокзал”. Впрочем, Кирилл уже более 20 лет не живет петербургскими интересами. Характерно и отсутствие “питерского” патриарха на одном из самых важных петербургских праздников – памяти блаженной Ксении 6 февраля. В этот день он принимал президента Болгарии Георгия Пырванова.

Впрочем, Петербург все равно будет ключевым местом кадровой политики нового патриарха. Похоже, именно в отношении к памяти митрополита Никодима (Ротова) и роли Петербургской духовной школы в жизни РПЦ и кроется причина разлада, который теперь, как стало известно, поразил содружество епископов, традиционно именуемых “питерцами” и “никодимовцами”. Кирилл старается заручиться авторитетом прежде всего среди консервативно настроенного духовенства Москвы, где слова “Никодим” и “петербургская академия” являются бранными. В этой связи ни архиепископу Новгородскому Льву (Церпицкому), ни епископу Петергофскому Маркелу (Ветрову), ни прочим петербуржцам место на церковном олимпе, скорее всего, не светит. Характерно и то, что среди сотрудников ОВЦС (отдел внешних церковных связей), который возглавлял Кирилл, “питерских” тоже практически не было.

В этой связи возникают иные фигуры, которые формально могут быть восприняты как “питерские”, но на самом деле являются “провинциалами”. Похоже, что Кириллу угрожает тот же вирус, что точил Алексия, – стремление назначать в “культурную столицу России” “благодарных селян”. К тому же новому патриарху предстоит расплачиваться по долгам за избрание и расправляться с оппонентами. По имеющейся информации, он уже обещал петербургскую кафедру 3 – 4 кандидатам. Одной из таких фигур является митрополит Екатеринодарский Исидор (Кириченко), про которого церковной народ беззлобно шутит “Меж косых нет святых” и который родился в 1941 г. на станции Веймарн в Ленобласти. В 1959 – 1967 гг. он учился в СПбДАиС, а затем служил на сельских приходах.

Когда Кирилл стал ректором академии, он два года преподавал здесь, но уже в 1977 г. утратил связь с Петербургом, став епископом Архангельским, а в 1987 г. – Краснодарским. Важно, что именно он возглавлял счетную комиссию на Архиерейском и Поместном соборах, хотя так и не сумел объяснить, почему делегатов 702, а бюллетеней роздано 700.

Главное достоинство митрополита – личная преданность и непричастность к громким скандалам (в 1991 г. экс-генерал КГБ Олег Калугин обвинял его в “сотрудничестве” с КГБ и разворовывании “церковного добра”, но это не считается  – тогда епископ не поддержал Калугина на выборах). Исидор сохранял ровные отношения с губернаторами Кондратенко и Ткачевым и поддерживал кубанское казачество в его антипротестантской активности. Однако делал это закулисно, не засвечиваясь на публичных мероприятиях, что, правда,  не уберегло его от упреков со стороны Евангельского христианского миссионерского союза.

По мнению аналитиков, Исидор препятствует религиозной консолидации греческих и украинских православных общин на Кубани. В 2008-м он стал председателем Церковного суда РПЦ. Именно к нему были обращены заявления тогда еще епископа Чукотского Диомида и его сторонников с жалобами на действия митрополита Кирилла. Разбирательства так и не случилось. Сам Исидор видит миссию церковного суда не в том, чтобы свободно и справедливо расследовать обстоятельства дела, а в том, чтобы побуждать заявителей “к покаянию и исправлению”.

Остальное известное относится к области курьезов. Так, в 2004-м Исидор предал анафеме местных целителей и астрологов Галину и Викторию Соболевских, а в 2003-м возглавил комиссию по “церковно-научной дегустации” кубанских вин. Заявление о любви к прогулкам по лесу и собиранию грибов – не более чем реверанс в сторону покойного Алексия, который был известен тем же.

Появление Исидора в Петербурге весьма не желательно не только в силу его провинциальности. В РПЦ никогда не умели различать  личное, семейное и служебное. Исидор связан кровными узами с одним из кланов местного духовенства – Гатчинский благочинный настоятель Петропавловского собора протоиерей Владимир Феер женат на его племяннице. Его младший брат, Павел Феер – Ладожский благочинный и настоятель Богоявленской церкви на Гутуевском острове. Отношение к митрополичьему зятю в епархии неоднозначное: речь идет об экономической активности, ценовой политике на приходе, торговле предметами культа из драгметаллов… Владимир Феер явился инициатором свершившейся под покровом таинственности эксгумации на Смоленском кладбище мощей новомученицы 1930-х гг. Марии Гатчинской. Здесь интересы дохода тоже преобладали над приходскими. Мария принадлежала к катакомбной церкви, да к тому же являлась прихожанкой не Петропавловского, а Покровского храма. В случае появления в Петербурге “своего” митрополита подобная деятельность может приобрести не только новый размах, но и неконтролируемый характер.

Впрочем, Исидор рассматривается и как кандидат на пост управляющего делами патриархии, который пока занимает проигравший выборы митрополит Климент. В любом случае, Кирилл заинтересован в освобождении богатой Екатеринодарской кафедры для почетной отставки своих оппонентов (кстати, именно в Новороссийске петербургский митрополит Владимир построил себе скромную келью, дабы проводить монашескую жизнь после выхода на пенсию). А РПЦ, как и РФ, ждет кадровый кризис безо всякого “кадрового резерва” – сначала советская власть, а потом патриарх Алексий постарались наполнить епископат не слишком примечательными личностями.    
 

Александр Мусин,
доктор исторических наук, кандидат богословия