Слово «хипстер», пожалуй, впервые стало фигурировать как характеристика человека в связи с недавним скандалом с модным художником Ильей Трушевским. Одним из фигурантов дела об изнасиловании является неизвестный, которого свидетель обозначает исключительно этим словом. Видимо, это единственное, что очевидец событий запомнил о незнакомом человеке. Почему это так бросилось в глаза петербургскому поэту и кто такие эти хипстеры?
Невнятные хипстеры пришли на смену ярко выраженным субкультурам. Если обычно субкультуры объединяет общее мировоззрение, цели и идеология, то последних выделяет разве что внешний вид. При этом представители новоявленного направления ни за что не борются, не создают чего-то нового. Они просто отстраненно живут в сфере своих ценностей.
Понятие “хипстер” сформировалось в США в 40-е годы, когда хипстеров отделили от битников. В то время движение объединяло поклонников джаза, молодых музыкантов и писателей, которые относили себя к представителям контркульуры. За 70 лет общество пережило расцвет многих ярких течений – хиппи, панки, металлисты и т.д., и на какое-то время хипстеры практически пропали.
Течение начало возрождаться в 90-е годы. Сперва никто не выделял их в особую субкультуру – они никак о себе не заявляли. Постепенно на улицах крупных городов начали появляться молодые люди, которые хотели отличаться от всех остальных. Это было всегда, просто хипстеры стали делать это с особым упоением. Они оригинально одевались, любили винтаж и смотрели свысока на поп-культуру. Их становилось все больше и больше, и со временем, в своих отчаянных попытках отличаться от остальных, они стали похожи между собой. Некоторые даже называют их “ксероксами” друг друга. Именно тогда их заметили, и практически сразу они начали вызывать раздражение. Обыватели считают хипстеров “пустышками”, думающими только о своих вещах. Определенный смысл в этом есть, ведь разглядывая этих людей на улицах поневоле задумаешься – а сколько времени он или она потратили на то, чтобы купить все эти вещи? Сколько магазинов, сайтов и блошиных рынков они обошли, разыскивая эти очки или шляпки? Тема удачных покупок и магазинов наверняка одна из самых обсуждаемых среди их друзей…
Поскольку никакой особой идеологии у них не появилось, отличить хипстера от обычного человека можно разве что по внешнему виду. К предметам особого культа относятся:
– Узкие джинсы (скинни). Они должны максимально обтягивать фигуру.
– Майка с принтом. Из рисунков предпочтительнее: мультгерои, животные, кеды, машины, стулья, блокноты “молескины”, модные фотоаппараты, символы Лондона.
– Яркие кеды, желательно брэндовые.
– Очки в толстой пластиковой оправе, часто без диоптрий с обычными стеклами.
– Ломограф (пленочный пластмассовый фотоаппарат), либо дорогая зеркальная камера.
– Дорогой блокнот фирмы Moleskine.
– Продукция Apple.
Большинство хипстеров являются поклонниками Лондона и мечтают там если не жить, то хотя бы побывать. Столица Великобритании стала символом свободы и прогресса. Именно там живут самые модные люди, работают лучшие стилисты и дизайнеры, творят самые талантливые писатели и художники. Многие хипстеры и сами хотят стать творцами контркультуры. Поэтому они имеют собственные блоги и аккаунты в большинстве социальных сетей. Особой популярностью пользуется модный сервис коротких сообщений twitter. Для хипстера важно иметь “непыльную” творческую профессию – писатель, журналист, фотограф, дизайнер и т.д., которая позволит ему заработать деньги на покупку новых модных вещей и иметь достаточно свободного времени чтобы посещать кинофильмы, концерты и выставки “не для всех”.
Их утомляет засилие масскульта и гламура, хотя сами они по сути являются городскими модниками. Просто мода поменялась в очередной раз, и если раньше модным автоматически становилось все самое популярное, то сейчас – брендовое, недоступное и ограниченное. То, что может продемонстрировать, что ты не такой как все. В этом нет ничего плохого, как, впрочем, и какого-то смысла. Обычная мода, в которой пытаются найти идеологию.